2
Псалом Давиду, у евреев
ненадписанный.
СОДЕРЖАНИЕ.
В первом псалме
правителей иудейского народа провозгласив
нечестивыми, грешниками и губителями, в
настоящем псалме показывает также их дела
такими наименованиями, каких стали они
достойны. И окончив первый псалом
упоминанием о нечестивых, тем же начинает
опять и второй псалом, научая этим, что
упомянутый выше конец нечестивых приимут и
ожесточившиеся против Спасителя.
(1). Вскую шаташася языцы, и людие
поучишася тщетным? Шатанием называет
неразумную гордыню. Слово «вскую»
относится ко всей речи, т. е. для чего и
людие поучишася тщетным? И действительно
не тщетно ли было предприятие их — не
принять Спасителя роду своему? Какая же
причина такой ненависти, что языцы и люди
собираются вкупе? Та, что они шаташася,
а это значит: в такой мере возгордились,
что с превозношением и с какою-то
высоковыйностию возмутились и
взволновались. Подобие это взято с
неразумного стремления коней, ничем не
удержимых. Это и было с иудеями,
восставшими против Христа. По какой же
причине собрались вкупе языцы и людие?
Или израильтян разумеет под словами: языцы
и людие; или слово «языцы» употребил
об Ироде и Пилате, как об язычниках, а слово «людие»
об иудеях.
(2). Предсташа царю земстии, т. е.
сами себя определили на это Ирод и Понтий
Пилат. Так истолковали это и святые
Апостолы в Деяниях (Деян. 4, 26–27). И князи
собрашася вкупе, — упомянутые выше
книжники, фарисеи и законники. На Господа
и на Христа Его. Ибо злоумышление против
Христа есть злоумышление против самого
Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце, то
злоумышлением этим не одинаковое ли
наносится Им оскорбление?
(3). Расторгнем узы Их. Здесь не достает
слова «говоря», чтобы вышел такой смысл:
собрались на Господа и на Христа Его,
говоря: расторгнем узы. Ибо не
восхотели быть в священной мрежи, о которой
написано: подобно есть царствие небесное
неводу (Мф. 13, 47). И отвержем от нас иго Их,
т. е. тяготу закона, о котором сказал
Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко
есть (Мф 11, 30).
(4). Живый на небесех посмеется им, как
совещавшимся на дело несмысленное. Ибо
пригвожденный и преданный ими смерти,
Сущий на небесах и все содержащий, тщетными
и суетными соделывает их замыслы. Отец же
Его и общий всех Владыка воздаст им должное
наказание. И Господь поругается им, уничижит,
возненавидит их и возгнушается ими. — «Посмеется»
сказано вместо: возненавидит и отвратится.
Тот, кто выше этих замышляющих, говорит
Псалмопевец, посмеется или явит смешными
замыслы их, так как они предпринимают
неразумное. Ибо смех есть дыхание,
выпускаемое чрез ноздри, в уничижение
высокомудрствующих о себе. А говорится это
с особенною настойчивостью, чтобы сильнее
выразить справедливость осмеяния. И не
только это испытают они, но подвергнутся и
гневу.
(5). Тогда возглаголет к ним гневом Своим.
Что же означает — тогда? Не то ли
самое время, когда сказали они: расторгнем
узы Их? И что возглаголано к ним во гневе?
Не cиe ли? горе вам книжницы и фарисее (Мф.
23, 13); и: отымется от вас царствие Божие (Мф.
21, 43); и еще: и вам горе законником (Лк. 11,
52); потому что покорило их римское воинство.
Ярость и гнев различаются между собою тем,
что ярость есть гнев возгорающийся и еще
пламенеющий; а гнев есть желание за скорбь
воздать скорбию. Посему, ярость есть
недостигший полноты гнев, а гнев — самая
полнота. И таковому изъяснению слов этих
учит самый конец событий. Ибо римское
войско, в нашествие свое, разорило город,
сожгло храм, и большую часть иудеев предало
смерти, а избегших меча покорило и
поработило. Верному же надлежит знать, что
упоминаются одно за другим два лица, и во-первых
Господь Христос, ибо сказано: на Господа и
на Христа Его; а потом — Живый на небесех
и Господь: Живый на небесех посмеется им и
Господь поругается им. Тот же образ речи
соблюл Псалмопевец и в последующем.
(6). Аз же поставлен есмь царь от Него над
Сионом. Возвещает им о той вере, какая, по
отвержении народа израильского, будет у
язычников. Сион же означает Церковь.
(7). Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты и
проч., то есть, естество Отчее подтверждает,
что Я Сын. Не повелением произведено это, но
самая сущность показывает, что Я — образ
ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати
присовокуплено «ecu» в означение
предвечного рождения; потому что Сын был
всегда. Но присовокуплено также: днесь
родих Тя, чтобы показать и рождение по
плоти; потому что слово «днесь»
указывает на время и употреблено в
означение временного рождения.
Следовательно, о человеческом рождении
разумеются и последующие слова: родих Тя.
Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение
по плоти единородного Христа.
(8). И одержание Твое концы земли.
(9). Упасеши я жезлом железным, то есть,
крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но
крепость железа. Некоторые же под жезлом
разумеют римское владычество.
(10). И ныне царие разумейте, то есть,
размыслите и обратитесь к покаянью. Накажитеся
вcu судящии земли. Словом «накажитеся»
выражает преспеяние, а словами: npиuмume
наказание — совершенство.
(12). Приимите наказание, то есть,
учение евангельское. И погибнете от пути
праведнаго, — Пути сказавшего о Себе: Азь
есмь путь (Ин. 14, 6).
|