3
(1). Псалом Давиду, внегда
отбегаше от Авессалома сына своего.
СОДЕРЖАНИЕ.
Так гласит надписание,
предпоставленное псалму. Ибо псалом
говорит о том, что лик пророков терпит
гонение от народа еврейского. Давид, толкуется
вожделенный, а таков лик пророков. А посему,
как Авессалом замыслил возмущение против
отца своего, то есть, Давида; так и иудеи
восставали против отцев своих пророков, не
приемля Божиих повелений, но противясь им.
(2). Господи, что ся умножиша стужающии ми?
Речение «что» употреблено вместо «весьма».
(3). Несть спасения ему в Бозе его, то
есть, Бог его не спасет его. Ибо смотрели
только на соделанный им грех, не зная
покаяния его. А это ясно показывает, что
псалом говорится о Давиде. Ибо восставать
собственно говорится о тех, которые прежде
были в подданстве, а потом предприняли
войну.
(4). Ты же Господи заступник мой ecu.
Слова приличные вере пророка, который
непоколебимо переносит столько несчастий,
и уповает, что не будет оставлен, напротив
же того, обретет себе помощь, вознесется и
восприимет царство. Ибо это, по толкованию
некоторых, значит: возносяй главу. Посему,
слава праведника — Бог, на Которого уповал
он; а кому слава — Бог, тот вознесет главу.
(5). Гласом моим ко Господу воззвах. Это
изречение учит, что в трудных
обстоятельствах должно прибегать не к кому
иному, как только к Богу. — Сперва поместил
молитву, потом, после диапсалмы,
благодарение за получение просимого.
Теперь же обращает лице к нам, повествует,
как молился и был услышан, и говорит: гласом
моиме ко Господу воззвах. Под гласом
разуметь должно мысленное прошение ума к
Богу всяческих. Ибо говорит не о вопиянии, а
о молитве изрекаемой умом. Слова же: услыша
мя от горы — сказаны согласно с
общепринятым образом представления. Ибо
думали, что Бог обитает в скинии, потому что
оттуда даваемы были пророчественные
ответы иереям. Или: от горы святыя — значит:
с неба, каковой смысл имеют и выражения: в
гору святую Твою (Пс. 14, 1), и: приближитеся
горам вечным (Мих. 2, 9). Гора Божия святая
может означать ту гору, с которой внемлет
молящимся Бог, Единородный Божий, и о
которой сказано: будет в последняя дни
явлена гора Господня (Ис. 2, 2); потому что
этим изречением означается явление
Господа в пришествие Его при скончании
веков. Или: от горы святыя, с небеси. И
гора Божия святая есть сверхъестественное
ведение Бога.
Диапсалмою называется или перемена
музыкального лада, или оборот в мысли и
силе слова.
(6). Аз уснух и спах. Говорит о сне ума,
от которого впал и в грех. А сказанное: востах,
значить: сподобившись Божия пременения,
стал я лучше от постигших меня зол.
(8). Яко Ты поразил ecu вся враждующыя ми
всуе. Порази, сокруши, или поразишь. Молит
Бога о скорейшем возстании или отмщении
врагам. Всуе имеет врагов, кто не подает
повода к ненависти. Зубами же грешников
называет или крепость согрешающих против
него, или злословие их и хулы. Или зубы
грешников суть неразумные помыслы,
неестественно в нас появляющиеся; потому
что помыслами как зубами пользуясь,
противники нередко приближаются к нам,
чтобы поядать плоти наши, то есть,
порождаемое плотию. Ибо явлена суть дела
плотская, говорит божественный Апостол (Гал.
5, 19). Говорит же Псалмопевец о зубах в
переносном смысле, взяв образ с зверей, у
которых крепость состоит наипаче в зубах,
так что по сокрушении зубов делаются они
неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже
самых кровожадных зверей, или им
уподобляются.
(9). Господне есть спасение. Спаси мя, Господи,
говорит Давид. Но умоляю, чтобы простерлось
это и на весь народ. Должно же знать, что и
весь псалом можно относить к человеческому
роду, согрешившему и за это самое
преданному мысленным врагам, но
воззвавшему в скорби и услышанному Богом и
спасенному воскресением Его из мертвых и
поражением враждующих нам демонов. Ибо Он
есть членовная львов сокрушивший
Господь (Пс. 57, 7); Он, или от Него, есть
спасение. Не возлагаю надежды на человека,
говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения
и я, и народ Твой, вместе со мною боримый
врагами.
|