15
Столпописание Давиду.
СОДЕРЖАНИЕ.
Пророчество, которое теперь у нас в руках, заключает в себе призвание язычников, обвинение израильтян в непослушании, и самую тайну воскресения общего всем нам Спасителя Иисуса Христа. Посему, думаю, песнь эта и названа столпописанием; потому что Пророк Давид выставил ее как бы на столпе потомкам своим. Слова же песни поются как бы от лица Христова; ибо так разуметь научил нас Петр.
(1). Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах. Прияв на Себя как бы общее, лице всего человечества, обращает речь к Богу и Отцу, не о Себе паче, но за нас и о нас, как единый из нас по домостроительству. Посему, называет Отца Господом, как восприявший на Себя зрак раба. Просит же о сохранении Своем ради Церкви, которая есть плоть Его. И поелику Церковь есть плоть Его, то и просит об ее собственно сохранении. Почему, сохранение это справедливо может быть относимо и к Его лицу.
(2). Рех Господеви: Бог мой ecu Ты. Опять и cиe прилично рабьему зраку, а вместе указывает и на оправдание исповеданием в вере. Яко благих моих не требуеши. Благими именует здесь жертвы, приносимые по Закону. Ибо изрекает то слово веры: еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию (Пс. 49, 13)?
(3). Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Святыми называет освященных Духом, а землею — Христову Церковь. Слово «удиви» имеет значение «открыл», а « Своя» значить « Отчая». Посему, смысл целой речи таков: освященным верою соделал ведомою Отчую волю в них, то есть, в тех, которые на земле Божьей, или в Церкви, или в тех, которые на земле святой, потому что святые, имея жительство на небе, хотя находятся еще на этой земле, но пребывают уже на земле Его. Хотения же Божии суть те частные добродетели, которые Бог соделывает чудными во святых Своих, потому что они имеют какое-то преимущество пред прочими людьми в совершении добродетели. Ибо мужество Апостолов и мучеников неодинаково с мужеством доблестных в ином, и целомудрие Иосифово неподобно целомудрию других. Посему, приводимый ими в удивление, сознает собственную свою немощь, потому что многого недостает ему в сравнении с Божественною силою и с Божественным величием. Ибо, как скоро умножаются немощи в праведниках, поспешают они принести покаяние пред Богом.
(4). Умножишася немощи их, когда служили идолам. Но хотя и умножились, они не остаются с этими немощами. В них немощи только до первого сознания оных, потому что вся могут о укрепляющем их Xpucmе (Флп. 4, 13). Или, кажется, говорит это об Апостолах, и о тех, которые уверовали чрез Апостолов. В них явными соделались чудеса Божии, потому что соблюли они все Божественные заповеди. Но умножились их немощи, или, говоря иначе, их труды, когда восстало на них множество народов, витий, воинов, царей; и они, преодолев всех, совершили свое течение. Или кратковременность скорбей указывает на век нескончаемый. По сих ускориша. Хотя и были немощны, первоначально быв во грехах, но, услышав проповедь, тотчас соделались послушными. Ибо это значат слова: по сих ускориша, то есть, поспешили стать послушными проповеди. Не соберу соборы их от кровей. Те, которых соберет Христос, должны быть чисты от убийств и кровей. Собирая соборы из язычников, соберу их не посредством кровей, то есть, соделаю, что будут приходить ко Мне, не подзаконное соблюдая служение, но принося паче хвалу и бескровную жертву. Ни помяну же имен их устнама Моима. Назовутся уже не идолослужителями и безбожными, но званными и избранными. И древле приобрели они себе достойные дел их названия, именуясь идолослужителями, многобожниками; ныне же не помяну более тех имен, называя их благочестивыми, святыми, званными и избранными.
(5). Господь часть достояния моего и чаши моея. Достоянием называет царство язычников, и выражаясь яснее, как бы так сказал: язычников в достояние и удел даровал Мне Отец, Которому послушлив Я был даже до смерти. И Церкви Моей, которая есть достояние Мое, часть — сам Господь Отец. Он — часть и чаши Моей, т. е., смерти; потому что чаша означает смерть, по сказанному: Отче, аще возможно, да мимо идет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39). И Церковь унаследовала Отца, исполнив заповеди Его. И самая смерть Моя унаследовала Отца, по слову сказавшего: наследницы Богу, снаследницы Христу (Рим. 8, 17).
(6). Ужа нападоша Ми в державных Моих: ибо достояние Мое державно есть Мне. Это говорит о тех узах любви, которыми соединен с Церковью. Она и державна есть, т. е. угодна Ему.
(7). Благословлю Господа вразумившаго мя. Толкование на это находим в деяниях Апостольских. Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Богодухновенному Писанию обычно утробами называть сокровенные и во глубине таящиеся помыслы, а нощию — что невидимо.
(8). Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. В этом заключается явное обличение бесчувственности иудеев. Ибо и первоверховный Петр в Деяниях Апостольских истолковал это о Христе (Деян. 2, 25). Поколику Христос есть Бог, потолику сам Он все утверждает и содержит; а поколику соделался человеком, потолику прилично Ему сказать, что Господа имеет одесную, да не подвижется. Ибо во всем сообразуется с мерами человечества, и по домостроительству не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы, отринутые за преступление Адамово, приведены пред лице самого Отца, и Он — наш защитник, наша опора.
(10). Не оставиши душу Мою. О Нем, Который есть жизнь и животворит, по домостроительству говорится, что оживотворен Отцем.
(11). Сказал ми ecu пути живота. Прияв на Себя лице человечества, как
соделавшийся нам подобным, изрекает слова, которые приличны более нам, нежели
Ему, как Богу. Сладость в деснице Твоей в конец. Это значит, что святые
будут в наслаждении и веселии после того, как оживут во время воскресения. Это
же наслаждение и веселие, которое есть нетление, говорят они, приимем мы от
Христа, Который в нас и одесную Отца. И что слово это истинно, явствует из следующего
места, в котором сказано: Иже преобразит образ смирения нашего, яко
быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21).
|