33
(1). Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом,
и отпусти его, и оеиде.
СОДЕРЖАНИЕ.
Давид, спасаясь бегством от Саула, пришел к Авимелеху,
и на вопрос Авимелехов о причине пришествия, не признался в своем бегстве, сказал
же, что прислан Саулом просить меча Голиафова. И поелику иное говорил, а иное
думал, то в надписании псалма сказано: измени лице свое. Воспевает псалом
сей народу новому, преподавая учение о духовном и евангельском служении.
(2). Благословлю Господа на всякое время... (3) О Господе похвалится
душа моя. Если и оказываюсь достойным похвалы, потому что обрелось нечто
доброе в делах моих; то восписать это должно не мне, но Богу. Он соделал меня
известным, Он соделает меня и достославным. Да услышат кротцыи, и возвеселятся.
Да возвеселится всякий праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом;
потому что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется тем,
чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения.
(4). Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Как бы не
имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит, чтобы и другие приступили
к тому же и содействовали ему.
(6). Приступите к Нему и просветитеся. Укрепившись в уповании тем, что
уже получил, и других возводит к тому же.
(7). Сей нищий воззва, и Господь услыша и. Из того, что было со мною,
научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо меня, который был человеком
незначительным и пастырем овец, удостоил Он Своего пpoвидения и явил победителем
врагов.
(8). Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Это
согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит он: не вcu ли суть служебнии
дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)?
Так молится и блаженный Иаков: Ангел, иже мя избавляет от всех зол моих
(Быт. 48, 16). Так и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: Господь
Бог послет Ангела Своего пред тобою, и поймении жену сыну моему Исааку оттуду
(Быт. 24, 40). Так говорит и блаженный Захария: Ангел глаголяй во мне
(Зах. 2, 3).
(9). Вкусите и видите, яко благ Господь. Вкусите, говорит, истинного
хлеба, сшедшего с небес. Блажен муж, иже уповает нань; потому что приимет
будущую жизнь.
(11). Богатии обнищаша и взалкаша. Это — народ иудейский. Взыскающии
же Господа не лишатся всякого блага, разумеет другой народ из язычников.
(12). Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас... (13)
И устне твои еже не глаголати льсти. Предлагает язычникам учение, в котором
первое — иметь страх Божий, второе — не осуждать брата, третье — удерживать
уста от всякой льсти, четвертое — уклоняться от всякого зла и во всем стараться
о добре; а сверх всего этого искать мира и держаться оного. Мир же есть Христос;
а попечение о всем этом есть жизнь и дни благи.
(15). Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и. Сказанному:
уклонися от зла — учит страх; а сему: сотвори благо — любовь.
И потому, кто любит, тот выше имеющего страх.
(16). Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. За попечение
о добродетели воздает великую награду — иметь зрителем Бога.
(21). Хранит Господь вся кости их. Костями называет доблести душевные,
— таковы: правда, воздержание, благочестие и всякая добродетель.
(22). Смерть грешников люта; разумеет смерть душевную, за которою последуют
огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных
ожидают геенна и тьма.
|