37
(1). Псалом Давиду, в воспоминание о субботе.
СОДЕРЖАНИЕ.
Давид воспевает этот псалом, приводя себе на память
теготящее его бедствие, которому он подвергся за грех. Также просит о себе Бога
— даровать ему субботство, т. е. упокоение от несчастий.
(2). Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажении
мене. Яростию и гневом Божиим именуются демоны, служащие для наказаний,
и силы, служащие для возмездия. Таким образом, он умоляет, чтобы он был обличен
не посредством злых сил и не чрез послание гневных ангелов, но чрез спасительные
словеса. Господь наказует нас, чтобы привести к памятованию добродетели. И святой
отрекается не от обличения или наказания, но от обличения и наказания с гневом
и яростью.
(3). Яко стрелы Твоя унзоша во мне. Стрелами называет карательные силы.
И утвердил ecu на мне руку Твою. Меня коснулась, говорит, рука Твоя,
наказующая за грех.
(4). Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего. Расслаб я плотью,
когда постиг меня гнев Твой. Несть мира в кocmеx моих от лица грех моих.
Изнемогла сила души моей, а причиною немощи грех.
(5). Яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Сокрушила меня, говорит,
тяжесть греховного бремени. Мучит меня зловоние тех согнивших ран, которые понес
я на себе, отвергнув благоразумие и поработившись неразумию, а потому, лишенный
всякой отрады, непрестанно скорблю, смущаюсь, и не нахожу средств переменить
печаль на радость. Яко бремя тяжкое отеготеша на мне. Самым тегостным
называет сильные упреки совести, доводящие до отчаяния.
(6). Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Ибо всякий
грех гнусен и зловонен, и если бы душа не впала в неразумие, то не потерпела
бы греха. Из этого познаем свойство греха. Какое же это свойство? Конечно то,
что грехи бывают с нами от неразумия.
(7). Весь день сетуя хождах. Это должно повторять тем, которые много
смеются и веселятся.
(8). Яко лядвия моя наполнишася поруганий; потому что увидел, как издевались
надо мною враги мои. Разумеет же врагов мысленных.
(9). Озлоблен бых и смирихся до зела. От того, говорит, вoждeления
пожал я то, что поник к земле и непрестанно сетовал от мучительных болезней
сердца. Посему-то, изменив деятельность пожелания, соделал его служебным Божией
воле. Ибо Псалмопевец присовокупляет: рыках от воздыхания сердца моего.
Бичуя совесть, принудил сердце свое к частым воздыханиям.
(10). И воздыхание мое от Тебе не утаися. Да вменится мне пред Тобою
желание мое принести покаяние. Сколько есть во мне желания, вожделеваю спастись.
А какое желание Христово? — совершить за нас Пасху (Лк. 22, 15).
(11). Сердце мое смятеся, остави мя сила моя. Сердцем называет рассудок.
И свет очию моею, и той несть со мною. Свет очей есть Дух, воссиявший
очам ума его.
(12). Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа. Когда
был я поражен, они противостали мне. Говорит же это об Авессаломе и Ахитофеле.
(13). И ближнии мои отдалече мене сташа. Ибо вспомоществующие
ему Ангелы оставили его за грех. Ибо может быть, что и святые силы удаляются
во время искушения, или для испытания, или для наказания искушаемого. И нуждахуся
ищущии душу мою. Вероятно, что, когда оставили его Ангелы, сильнее стали
нападать демоны. И ищущии злая мне глаголаху суетная, т. е. говорили
друг другу, уготовляя мне козни.
(14). Аз же, яко глух, не слышах, и проч. Когда говорили они это, я,
казалось, не слышал и не говорил, потому что грех отнял у меня дерзновение.
(16). Яко на Тя, Господи, уповах. (17) Яко рех: да не когда порадуютмися
врази мои. При таком, говорит, множестве бедствеq одна у меня надежда спасения
— та помощь, какую Ты мне окажешь.
И внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Надмеваться предо
мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои.
(18). Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Исповедует,
что с готовностью приемлет наказание, обращающее на добрый путь.
(19). Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Для сего-то
и делаюсь обвинителем себя самого, и приложу все попечение — возвратить себе
здравие.
(20). Врази же мои живут, и укрепишася паче мене. Хотя, говорит, не
бесчувствен я ко греху, а напротив того, непрестанно беспокоюсь о нем, однако
же вижу, что враги мои укрепляются. Эти-то враги, не потерпев от меня никакой
обиды, ставя в вину мне грех, и обращая его в предлог брани против меня, начали
преследовать меня, говоря, что поступают справедливо. Я стал для них мерзок,
как мертвец. Посему-то умоляю Тебя, Господи: не отступай от меня, но паче поспеши
на помощь нам (22–23).
|