Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Святитель Афанасий Великий
ТОЛКОВАНИЯ НА ПСАЛМЫ


43

(1). В конец, сыном Кореовым, в разум. Псалом.

СОДЕРЖАНИЕ.

     И этот псалом того же содержания, как и два предыдущие. Певцы описывают древние благодеяния Божии и просят Бога помиловать их, потому что Его признают упованием своим и исповедуются о имени Его.

     (2). Боже, ушима нашима услышахом. (10). Нынп же отринул ecu, и посрамил ecu нас, и не изъидеши Боже в силах наших. Древле, говорит, был Ты вождем нашим во бранях, а ныне не только не исходишь с нами, но и (11) возвратил ecu нас вспять, потому, стали мы в расхищение ненавидящим нас. Говорит же это пророческий сонм, себе усвояя народные бедствия.

     (11). И ненавидящии нас расхищаху себе. Ты предал нас на посрамление.

     (13). И не бе множество в восклицаниих наших. Восклицание есть победная песнь. Смысл же речи таков: так, говорит, возвратил ecu нас вспять, что побеждают нас немногие, и малочисленны поющие победную песнь над нами.

     (14). Положил ecu нас поношение соседом нашим. Воздается им все то, что делали они Христу. Они поносили, и их поносят; они посмевались, и сами осмеяны; они кивали на Него главами, и другие кивают на них главами.

     (16). Весь день срам мой предо мною есть. Стыд наш, говорит, соделался продолжительным и даже непрестанным.

     (18). Cия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе. Сказали мы уже, что пророки приносят это моление от лица народа, себе усвояя бедствия, постигшие народ за грехи его.

     (19). И уклонил ecu стези наша от пути Твоего. Говорят это, потому что за нечестие против Христа воспрещено им совершать законную жертву.

     (20). Яко смирил ecu нас на местп озлобления. Говорят это, потому что ничем уже не могут похвалиться: и обличил нас, согрешивших в мире. И покры ны сень смертная, разумеет тьму, какая произошла в сердцах неуверовавших.

     (21). Аще забыхом имя Бога нашего. Говорят это, как не служившие уже идолам по окончательном своем падении, или опять как бы от лица пророков.

     (23). Зане Тебе ради умерщвляемся весь день. Это подобно сказанному: камением побиени быша, претрени быша, убийством меча умроша (Евр. 11, 37). Пророки, как усвояют себе грехи народные, так и добродетели свои относят как бы к лицу народа, потому что составляют с ним одно целое тело. Или еще так: за то, что не уверовали мы в Тебя, пришли в такое бедствие, что уподобляемся людям, приговоренным на смерть, или овцам, которых ведут на заклание.

     (24). Востани, вскую спиши Господи? Великое долготерпение Божие ко грехам их уподобляют сну. Воскресни, и не отрини до конца. Воскресни, говорит, не для того, чтобы измениться во внешнем виде, потому что Божество не имеет внешнего вида, но чтобы подвигнуть силу Свою на помощь нам. И не отрини до конца и делающих и терпящих зло, чтобы терпящие не пали, как совершенно преданные искушениям, и делающие, обнадежившись долготерпением Судии, не преуспели еще более в беззакониях. Умоляют о пришествии для них Христовом в последние времена, чтобы и им не лишиться части в даруемой Христом жизни.

     (26). Смирися в персть душа наша. Прилпе земли утроба наша. Говорят так, потому что не дозволено им мудрствовать, еже о Христе, и оттого впали они в мудрование плотское.

     (27). Воскресни, Господи, помози нам. Защити, говорит, нас, и исповедующим истинную веру в Тебя даруй благопотребное к обращению время.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице