55
(1). В конец, о людех от Святых удаленых, Давиду в столпописание,
внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе.
СОДЕРЖАНИЕ.
За Давидом, когда спасался бегством от Саула, последовали
шесть сот мужей, а потом, пришедши в Геф, с честью принят он был иноплеменниками,
потому что определили ему на жительство Сикелаг (1 Цар. 27, 2–6). Но псалом
этот можно относить и к лицу Церкви, которая древле, пока раболепствовала идолослужению
и демонам, удалена была от святых, но избавлена от мысленных врагов Тем, Кто
произошел по плоти от Давидова семени, воинствовал за нас, и как бы на столпе
написал одержанную за нас победу. Ибо после сего воздали Ему чествование и иноплеменники,
т. е. уверовавшие в Него язычники.
(2). Помилуй мя Боже, яко попра мя человек. Говорит это или Давид о
Сауле, или кто-либо из святых по причине скорбей, какие имеют они в мире. А
нередко и падший наш человек выдерживает трудную эту брань, весь день воюемый
и попираемый сатаною. Ибо, хотя псалом упомянул о человеке, однако же дает тем
разуметь самого сатану (который в божественном Писании часто называется человеком),
или кого-либо из воинствующих с сатаною. Впрочем, прилично это воспеть и язычникам,
которые долгое время обольщаемы были сатаною и терпели от него брань по злоумышлению
демонов, что Давид яснее дает уразуметь в последующих словах.
(3). Попраша мя врази мои весь день. Давид знал, что Саул злоумышляет
против него, наставляемый невидимыми демонами. Или выражает этим сказанное:
несть наша брань к плоти и крови, но к духовом злобы noднeбecным (Еф.
6, 12). Яко мнози борющии мя с высоты. Хотя и восстают они, но, уповая
на Тебя, побежду их всех. Это упование придало мне такую крепость, что не боюсь
воюющих против меня издавна.
(5). О Бозе похвалю словеса моя. Воюемый врагами, чтобы не потерпеть
никакого зла, вооружаюсь, все слова свои обратив в песнопение и принесши в дар
Богу, и на Него возлагая упование, чем и отразил я от себя страх всякой плоти.
(6). Весь день словес моих гнушахуся. Весь день, говорит, словеса мои
возносил я в дар Богу, но они весь день не прекращали своих усилий, умышляя
мне зло.
(7). Вселятся и скрыют: mиu пяту мою сохранят. Сказано «вселятся»
в значении «соберутся». Смысл же речи таков: весь день трудились они,
вооружаясь на меня словом, все помышление их устремлено было против меня, о
том только старались, чтобы собраться вместе и тайные приготовить мне козни,
даже и на этом не остановились, но наблюдают пяту мою, то есть, поведение мое,
чтобы найти какую-либо возможность запнуть и низложить меня. Подмечали даже
следы мои, куда ни пойду, чтобы уловить меня. И все это делали со мною преследующие
меня напрасно. Но Ты, Господи, надежда моя, меня избавь от неправедного их умысла,
их низложи гневом Своим.
(9). Боже, живот мой возвестих Тебе. С дерзновением, говорит, не стыдясь
своей жизни, всю ее поведал я Тебе, а Ты, одобряя ее, не отринул слез моих,
но их пред очами Твоими положил ecu, подтверждая самым делом обетование
Твое, в котором сказано: еще глаголющу ти, реку: се приидох (Ис. 58,
9). От чего и произошло, что, как скоро услышал Ты меня, враги мои обратились
вспять. Почему и говорю: (10) в онь же аще день призову Тя. Да возвратятся
врази мои вспять. На самом деле постиг и в точности познал я, что не всуе
надежда, и что приобрел я помощником Бога.
(13). Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея. Поелику сподобил
Ты нас Твоего домостроительства и спас, — что воздадим Тебе, кроме жертв хвалы?
(14). Яко избавил ecu душу мою от смерти. От смерти духовной, то есть,
от неведения Бога. И нозе мои от поползновения, говорит о грехе, потому
что он низвел в смерть. Благоугожду пред Господем во свете живых. Ибо,
кто избавился от греха и соделался чистым, тот в будущем веке будет благоугождать
Господу во стране живых. А избавиться от смерти, освободиться от греха и иметь
часть во стране живых, — все это даровано нам пришествием Господним. Потому
и надписывается псалом — столпописание Давиду.
|