61
(1). В конец, о Идифуме, псалом Давиду.
СОДЕРЖАНИЕ.
Идифум был один из ликоначальников в Божием храме.
Он, впадши в грех, приемлет сей псалом от Давида, которым и призывается к прежней
добродетели. Но Давид пророчествует во псалме и о будущем избавлении всего человеческого
рода домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов, а также
предлагает людям совет отвращаться от порока, напоминая им о суде Божием.
(2). Не Богу ли повинется душа моя? Хотя и поколебалась ты, душа, и
ниспала из того состояния, в какое поставила тебя добродетель, но повинуйся
Господу. Он и защитит и спасет тебя от больших еще колебаний.
(3). Ибо Той Бог мой. Он дарует спасение терпящему от вас обиду, и несомненно
освободит от вашей злобы.
(4). Доколе належите на человека? Укоряет сопротивные силы в том, что
нападают на человеческую природу, преклонную ко злу и по естественной немощи
уподобляющуюся стене преклонене, готовой упасть, и оплоту возриновену.
(5). Обаче цену мою совещаша отринути. Ибо едва не лишили нас самого
разума, понудив покланяться древам и камням, так что и о нас можно было сказать:
человек в чести сый не разума (Пс. 48, 13). Таковы враги твои, душа,
но ты предай себя в рабство Богу. А потом присовокупляет: от Него надеюсь и
сего самого, т.е. что при помощи Его улучу спасение, и не попустит Он стать
мне переметчиком и беглецом, или искать другого над собою владычества. Ибо и
спасения и помощи ожидаю себе от того, что на Него надеюсь. Текоша в жажди.
Этим путем, говорит, текли сопротивные силы, жаждая лишить меня чести. Усты
своими благословляху, и сердцем своим кленяху. Говорит это, потому что демоны,
внушая нам приятное, чрез это самое делают нас чадами проклятия.
(6). Обаче Богови повинися душе моя. Снова обращает речь к душе, побуждая
ее пребывать в повиновении Богу, Показывает же великость искушений, и говорит
сказанное Апостолом: Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете понести
(1 Кор. 10, 13).
(8). О Бозе спасение мое и слава моя. В нем полагаю упование спасения
и славы, то есть Он и спасет, и сотворит меня славным, соделав победителем врагов.
(9). Уповайте на Него весь сонм людей. В нем уготовав себе путь к покаянию,
призывает и других к тому же, а вместе с тем пророчески предвозвещает призвание
всех язычников. Излияйте пред Ним сердца ваша. Как бы так говорит: не
приступайте к Нему с сердцем двойным, но как написано: возлюбиши Господа
Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею мыслию твоею (Мф. 22, 37).
(10). Обаче суетни сынове человечестии. Зная, что все приимут евангельское
призвание, злосчастными именует неверующих и особенно руководителей иудейских,
которые были лживи, как отринувшие истину, и не только неправдовали в
мерилех и весах, но и собирались для суеты, потому что, подлинно,
суетно было их злоумышление на Спасителя.
(11). Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте. Говорит это,
потому что злоумышляли на Него по любостяжательности, надеясь воспользоваться
плодоприношениями народными по Закону.
(12). Единою глагола Бог, двоя сия слышах; зане держава Божия. Бог объявил
слово о суде, и слышал я двоя сия: во-первых, что гневом воздаст тем,
которые по множеству грехов требуют гнева, и во-вторых, что уделит милость тем,
которые соделали достойное милости. Ибо держава означает гнев и строгость
к достойным того.
|