64
(1). В конец, псалом Давиду, песнь
Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения,
егда хотяху исходити.
СОДЕРЖАНИЕ.
В этом псалме пророк
вводит лице язычников, уверовавших во
Христа, которые укоряют мудрецов века сего,
себе же просят отпущения прежнего нечестия.
А также пророк воссылает о них молитву, как
о бывших древле бесплодными, но чрез веру
во Христа соделавшихся благоплодными.
(2). Тебе подобает песнь Боже в Сионе.
Не будем уже воссылать песнопений богам,
каких признавали мы прежде, уведав, что
неприлично песнословить дерева, камни и
демонов, но Тебе единому всего приличнее
воздавать сей долг. И Тебе воздастся
молитва во Иерусалиме, или в Иерусалиме
земном, который есть Церковь, или в
Иерусалиме небесном, в котором, достигнув
оного, будет возносить хвалы.
(3). Услыши молитву мою, к Тебе всяка
плоть приидет. Этим благовествует о
призвании всех язычников, по сказанному у
Иоиля: излию от духа Моего на всяку плоть
(Иоил. 2, 28).
(4). Словеса беззаконник премогоша нас.
Словесами беззаконников называет
мудрость мудрецов века сего, от которой
изнемогли они, утратив истинное ведение. И
нечестия наша Ты очистиши. Молятся об
избавлении от того нечестия, какому
предавались во время своего заблуждения.
(5). Блажен, егоже избрал ecu и приял.
Усовершившихся в добродетели и достигших
почести вышнего звания называют
блаженными. Исполнимся во благих дому
Твоего. Благими дому называет различные
дарования духа. Ибо сказано: овому Духом дается слово премудрости, иному же слово
разума (1 Кор. 12, 8) и другие дарования. Свят
храм Твой, — или небесный, или земной, по
сказанному: храм Божий свят есть, иже есте
вы (1 Кор. 3, 17), исполненные освящения. И он
словесами Твоими научает приходящих
правде Твоей.
(6). Услыши ны Боже, Спасителю наш,
упование всех концей земли. Итак, услышь
нас и даруй нам просимое. На Тебя, говорит,
уповают пределы вселенной и живущие далеко
от моря, чем означает опять пределы
вселенной.
(7). Уготовляяй горы крепостию Своею.
Горами называет здесь сопротивные силы. Уготовляешь
же их к наказанию, ибо уготовал им бездну. И
сотворишь cиe, потому что Ты — силен.
(8). Смущаяй глубину морскую. Морем
называет здесь множество нечистых духов, и
оно приводится в смущение пришествием
Христовым. Потому и говорили устрашенные
духи: пришел ecu прежде времене мучити нас
(Мф. 8, 29).
Смятутся языцы, (9) и убоятся живущии
в концах от знамений Твоих. Когда
смятутся языцы, т.е. полчища демонов, тогда
и живущие на пределах вселенной люди
убоятся Тебя, увидев великие знамения,
разумеет же знамения, бывшие во время
пришествия Христова. Исходы утра и вечера
украсиши. Когда населяющие вселенную
люди, увидев великие знамения, убоятся
добрым страхом, тогда, во время утренних и
вечерних исходов, т.е. во всякое время,
будет радование у них восхищаемых тем, что
совершено Твоим пришествием.
(10). Посетил ecu землю, и упоил ecu ю.
Показывает, о чем радование всех народов. О
чем же ином, кроме того, что удостоил землю
посещения Своего и упоил ее дарованиями
Своими? Река Божия наполнися вод. Рекою
называет здесь евангельское слово, и
говорит, что оно наполнися вод. Что же
это за воды? Не Божественные ли обетования,
какие возвестил достойным небесного
царствия? Таковы oбетoвaния: блажени нищии
духомь (Mф. 5, 3), и последующие за сим
ублажения. Уготовал ecu пищу им. Разумеет
пищу духовную. Говорит же, что она
уготована, потому что прежде сложения мира
определена тайна о Христе, Который есть хлеб
сшедый с небесе и даяй живот миру (Ин. 6, 33,
51).
(11). Бразды ея упой, умножи жита ея.
Браздами называет сердечные глубины, а житами
— благочестивые помыслы. В каплях ея
возвеселится прозябающи. И малые,
подаваемые ей, Божественные дарования
возвеселят ее и приуготовят к прозябению,
очевидно, мысленного плода Каковы же ее
капли, уразумеешь из сказанного о Христе: Снидет
яко дождь на руно, и яко капля каплющая на
землю (Пс. 71, 6).
(12). Благословиши венец лета благости
Твоея. Летом называет время будущего
века, именует же его венцем благости, потому
что в нем святые увенчаются великою
благостью. И поля Твоя исполнятся тука.
Полями называет опять души уверовавших в
Него.
(13). Разботеют красная пустыни. Горами [1]
называет святых Апостолов и Евангелистов,
которые были упитаны духовными
дарованиями. Пустынею же именует
Церковь из язычников, лишенную древле
ведения о Боге. И радостию холми
препояшутся. Холмами называет
предстоятелей Церквей.
(14). Одеяшася овни овчии. Овнами овчими
называет правителей народных. Во что же они
оденутся, как не в одежду нетления и в ризу
веселия? Овнами овчими именует также и
святых Апостолов, потому что они
преклонили главу и возмогли избодать
врагов, как сказал Господь: се Аз посылаю
вас яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16). И
удолия умножат пшеницу. Души язычников,
говорит, прежде ни к чему не способные и
бесплодные, будут исполнены плодов
духовных. Воззовут, ибо воспоют. Удолия, после
того как изменятся на лучшее и умножат
духовные плоды, непрестанно будут
возносить Тебе песнопения.
[1] Вместо
τα ωραια της
ερημου (красная пустыни)
по иным спискам читается: τα ορη
της εριμου (горы
пустыни).
|