77
Разума Асафу.
СОДЕРЖАНИЕ.
Псалом этот воспевает Асаф, увещевая народ новый
внимать закону евангельскому, и народ древний иудейский обвиняя в том, что,
после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо
благодарности воздал Благодетелю неблагодарностью.
(1). Внемлите, людие Мои, закону Моему. Какому народу предлагает этот
совет? Не уверовавшим ли из язычников? И какому закону повелевает внимать? Не
закону ли евангельскому? Что и язычники — Его народ, об этом говорит Пророк
Захария: и прибегнут языцы мнози ко Господу, и будут Ему в люди (Зах.
2, 11). Приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих. С усердием слушайте,
что говорю вам. (2). Отверзу в притчах уста Моя. Евангелист ясно протолковал,
что это исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях (Мф. 13,
35).
(3). И отцы наши поведаша нам. Что слышали мы от отцов, все то узнали
в пришествие Его, видя дела Его.
(4). Не утаишася от чад их в род ин. Не иному роду, но чадам их совершены
Спасителем все чудные дела Его. Потому и не умолкали, возвещающе им хвалы
Господни и силы Его.
(5). И закон положи во Израили. Отцам их дал Закон и скинию свидения,
руководя их Законом к познанию Спасителя человеческому роду, пришедшего по исполнении
времен.
(6). Сынове родящиися. Этим означает святых учеников Спасителя, которые
совершенные Христом чудеса поведят сыновом своим, то есть, чрез них приступившим
к вере.
(7). И не забудут дел Божиих. Возвестят им то, по чему возмогут они
единственным своим упованием признавать Бога.
(8). Да не будут якоже отцы их. Апостолы, говорить, наставляемым самим
Богом возвестят хвалы Божии, чтобы взыскали они заповедей Божиих и не подражали
безумию отцов своих; потому что род тот не имел правого пред Богом сердца, и
не увери с .Богом духа своего. Род иже не исправи сердца своего. Ибо
не приобрели они твердой веры в Бога, не восхотев ходить путем прямым, но решившись
противиться Божественным уставам.
(9). Сынове Ефремли наляцающе и стрпляюще луки. Именем одного колена
Ефремова означил весь народ Израильский, отделившийся от Иуды; потому что Ефремляне
поставили юниц и отступили от служения по Закону. А коснувшись лукавства отцов,
подробно описывает всю их злобу, обилие благ дарованных им от Бога, неверность
их Богу и постигшую их за это гибель, чтобы вразумленные тем оставили они лукавую
свою ревность. Говорит же, что сыны Ефремовы, то есть весь Израиль, наученные
вести брань с лукавыми демонами, и подобно луку на это уготованные, в самое
время брани изменили, отрекшись от Владыки и Бога, и преклонившись к Варавве,
то есть к сатане.
(10). Не сохраниша завета Божия. Разумеет преподаяние Евангелия и сказанное:
се грядет день, и завещаю им завет нов (Иер. 31, 31). Объясняется
же вина их, и именно, что, не сохранив этого завета, то есть нового закона Божия,
возвратишася в день брани. Ибо не поверили Тому, Кто говорит: Аз изыдох
от Отца, и иду ко Отцу (Ин. 16, 28). Преследовать и низлагать должно враждующих
на Бога, они же воздвигли брань против Бога.
(11). И забыша благодеяния Его. Хотя много видели благодеяний, однако
же все это изринули из памяти. Доказательством же этому служит то, что предали
Пилату, забыли, как приходил ко всякому из них, благодетельствуя и исцеляя обладаемых
диаволом.
(12). Пред отцы их яже сотвори чудеса. Так же, говорит, забыли они благодеяния
и чудеса Христовы, как и отцы их забыли совершенное в Египте, когда освобождал
их Бог. Ибо, кажется, нечто подобное сему означают слова: пред отцы их.
Псалмопевец, если выразиться яснее, как бы так говорит: лукавым своим ревнованием
уподобились они отцам своим;. как те забыли Бога, так забыли и они.
(13). Разверзе море, и проведе их. И не это только совершил, но, разделив
море, всем открыл путь. С этого стиха начинает Псалмопевец описывать чудеса,
совершенные во время первого избавления. Ибо, когда Чермное море разделилось
на части, воды расступились и с обеих сторон воздымались и восходили в высоту;
Бог силою Своею заключил эти воды как бы в мехе каком, чтобы разлившись не потопили
народа.
(21). Этого ради слыша Господь, и презре, то есть замедлил не надолго,
и как бы удержал благодеющую руку Свою.
(24). И хлеб небесный даде им. Бог не только тела их питал манною, но
и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов.
И это можно как видеть из самой связи речи, потому что как бы в виде добавления
сказано: и хлеб небесный даде им, так не менее того уразумевать из слов
Апостола, сказавшего о них, что брашно духовное ядоша (1 Кор. 10, 3);
а это-то и называется теперь (25) хлебом Ангельским.
(27). И яко песок морский птицы пернаты. Разумеет здесь крастелей (Чис.
11, 31).
(30). Еще брашну сущу во устех их. Пища произвела в них расположение
к болезненному изрыганию, как в пресытившихся мясом до такой меры, что возбудилось
к нему омерзение.
(39). И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся. Умилосердился,
говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, то есть
плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению,
и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не
по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас
их Бог. А потому, Псалмопевец и сказал предварительно: (38). Той же есть
щедр и милостив.
(42). И не помянута руки Его в день, в он же избави я из руки оскорбляющего.
Исчислив блага, дарованные им в море и в пустыне, описывает другой способ благодетельности,
и именно, бедствия постигшие врагов. Таковы были: преложение реки в кровь,
песьи мухи, жабы, ржа, пруги, град, слана, огнь, послание ангелов лютых и все
прочее до гибели первородных.
(50). Путесотвори стезю гневу Своему. Даровав таинство Агнца, дал исход
гневу Своему, чтобы миновал он народ Его и не коснулся совершивших таинство
Его. Но, сохранив народ Свой тем, что дал исход гневу, Бог не пощаде
от смерти душ их, то есть египтян, потому что предал их погубляющему.
(54). И введе я в гору святыни Своея. Разумеет Иерусалим и впоследствии
созданный в нем храм. Гору сию, юже стяжа десница Его. Ибо Десница Отчая
есть сам Христос, и древле предшествовавший народу, и давший ему по жребию землю
обетования. (55) И изгна от лица их языки: аморрея, хеттея и прочие народы.
И по жребию даде им ужем жребодаяния, изгнав и истребив семь народов;
потому что израильтяне наследовали города и дома изгнанных.
(56). И искусиша и преогорчиша Бога Вышнего. Псалмопевец имеет в виду
идолослужение во времена судей и царей. И свидений Его не сохраниша.
(57). И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их. Как отцы их в пустыне,
отрекшись от Избавителя, сделали себе тельца, так и они, оставив Бога, поставили
опять юниц и приносят им жертвы.
(58). И прогневаша Его в холмех своих; потому что на всякой вершине
горы приносили жертвы нечистым демонам, как говорит Пророк Осия (Ос. 4, 13).
(59). Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля. Израильтяне преданы
в неоднократный плен.
(60). И отрину скинию Силомскую. Ибо скиния была прежде в Силоме, когда
священнодействовали Илий и Самуил. Селение, еже вселися в человецех. Селением
называет кивот, который возвращен этими людьми от пяти взявших его воевод (1
Цар. 6, 4).
(61). И предаде в плен крепость их и доброту их. Крепостию и добротою
их был кивот, который предан был в руки жителей Азота.
(62). И затвори во оружии люди Своя. Отводимые в плен умирали, ни в
ком не находя себе помощи; потому что ближние их истреблены огнем.
(64). Священницы их мечем падоша. Разумеет сынов священника Илия. И
вдовицы их не оплаканы будут. Ибо погибли во время их гибели, и умерли одною
смертью с своими мужьями и не удостоены слез, обыкновенно проливаемых над умершими.
(66). И порази враги Своя вспять. Разумеет это о поражении жителей Азота
и Аскалона на седалищах их (1 Цар. 5, 9), пока не отослали они от себя
кивота.
(67). И отрину селенге Иосифово. Это сказано потому, что Силом находился
в уделе Иосифовом; Ефрем же был сын Иосифов.
(68). И избра колено Иудово. Ибо из этого колена поставлял царей, из
которых первым был Давид. Должно же знать, что Бог избрал одно колено вместо
другого — колено Иудино вместо Иосифова, и одно место взамен другого — гору
Сионскую взамен Силома.
(69). И созда яко единорога святилище Свое. Святилищем называет Божественный
храм, созданный в Иерусалиме. А единорог есть зверь неодолимый, потому что имеет
на лбу острый рог и им убивает всякого зверя. Поэтому Псалмопевец говорит, что,
когда построен Божественный храм, все народы оказались уступающими силе, в нем
пребывающей.
(71). От доилиц взят его, то есть от новорожденных и рождающих. И взяв
его, как сведущего в пастырском искусстве, умеющего сберегать доящих овец, соделал
пастырем овец словесных. Пасти Иакова раба Своего. То есть, соделался
для них учителем добрых нравов, обучив их тому, чем сам отличался.
(72). И в разумех руку Своею наставил я есть. Разумом рук называет всякое
дело, совершаемое в надлежащее время.
|