82
(1). Песнь псалма Асафу.
СОДЕРЖАНИЕ.
Приносит молитву Богу, прося наказать ассирийские
народы за высокомерие их в войне против Иерусалима. Эти-то народы и разумеются
в продолжении псалма.
(2). Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже. Никто,
говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам.
Но умоляю Тебя — не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях.
(3). Яко се врат Твои восшумеша. Всем известна несправедливость их к
нам.
(9). Быша в заступление сыновом Лотовым. Упомянутые выше народы оказывали
помощь и споборали сынам Лотовым в войне с нами. Сыны же Лотовы суть моавитяне
и аммонитяне. Отсюда узнаем еще, что демоны сзывают друг друга на погибель души,
чтобы довести нас до всегубительства и предать забвению пресловутого Израиля.
Потом Псалмопевец перечисляет те соседние народы, по призыву которых собрались
и другие народы.
(10). Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре. Как никогда мадиамляне, Сисара
и Иавин, восстав на израиля, истреблены — одни у водотока Кисоня, а другие в
Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром.
Сисара был воевода сил, а Иавин — Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня
обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в
книге Судей.
(11). Потребишася во Аендоре, в бесчестном месте, потому что Аендор
значит неприличие. Быша яко гной земный. Ибо, оставшись непогребенными,
сотлели, и подобно гною смешались с землей.
(12). Положи князи их яко Орива. Соделай, чтобы идумеи, измаильтяне,
моавитяне, агаряне и другие упомянутые выше народы, потерпели то же, что Орив
и прочие с ним. А они как злые зле и погибли.
(14). Боже мой, положи я яко коло. То есть, да не останутся они в том
же положении, но да потерпят противное сему. Яко трость пред лицем ветра.
Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса. (15) Яко огнь попаляяй
дубравы. Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь
да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному:
се ecu вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте
(Иса. 50, 11). Яко пламень пожигаяй горы. Речь приточная. Как огнь, ниспав
на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь
на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил (16) буре.
(17). Исполни лица их безчестия. Ибо, обманувшись в своих желаниях,
и исполнившись стыда, познают они силу Твою. И взыщут имене Твоего, Господи.
Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут»
вместо «познают».
|