83
(1). В конец, о точилех сыном Кореовым. Псалом.
СОДЕРЖАНИЕ.
И в этом псалме идет опять речь о церквах; откуда
и видно, почему надписывается он о точилех.
(2). Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил: Селениями называет
по местам основанные святые Божии церкви; к ним-то стремится всякая боголюбивая
душа.
(3). Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Как бы так говорит
Псалмопевец: и телом и душою посвятил я себя на служение Богу живому и истинному.
Сказано же: Богу живому — в отличи от идолов, как мертвых, сделанных
из вещества неодушевленного.
(4). Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит
птенцы своя: олтари Твоя, Господи. Под образом птицы разумеет душу человеческую,
уловляемую мысленным ловцом, по сказанному: душа наша яко птица избавися
от сети ловящих (Пс. 123, 7); а под образом горлицы — душу, которая живет
в чистоте и целомудрии. Поэтому говорит, что всякая душа найдет это прибежище,
т. е. доступ к алтарям.
(5). Блажени живущии в дому Твоем, т. е. небесном.
(6). Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце
своем положи. Избрав Бога заступником своим, ежедневно назидает он в себе
благие помыслы, которые в настоящем псалме назвал и восхождениями, потому
что по ним душа как бы восходит от земного к небесному.
(7). Во юдоль плачевную. Плачевною юдолию называет смертную жизнь. Поэтому
говорит: в смертной жизни, назидая их ежедневно, исполнишь благих помыслов;
и ощутительно для них стало заступление Твое.
Ибо благословение даст законополагаяй. (8) Пойдут от силы в силу.
Награду, говорит, за благие помыслы воздаст им Законоположник, т. е. Давший
им закон Нового Завета. Какие же это благословения? Не те ли, что пойдут
от силы в силу? Разумеет же восхождение от здешнего жития по Богу в горний
Иерусалим, по отшествии в который узрят Бога, якоже есть (1 Иоан. 3,
2).
(10). Призри на лице Христа Твоего. Христом именует здесь народ, призванный
в царское священие (1 Пет. 2, 9).
(11). Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ. Под днем единым
во дворех Божиих, т. е. в церквах, разумеется день воскресения Спасителева.
А тысячами, или тысячею (ибо так читается в еврейском тексте) называет подзаконное
служение, которое имело силу в продолжение тысячи лет, начав со времен Соломона,
которым основан Божественный храм, до пришествия Спасителя. Поэтому, показывает
великое превосходство евангельского служения пред подзаконным. Изволих приметатися
в дому Бога моего. Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным
в числе принадлежащих Церкви, нежели великим в народе грешном. Это имеет приложение
к Иудеям, отведенным в Вавилон, но удобоприменимо и к нам. Ибо как их научала
благодать Духа не пренебрегать тем, что лишены они Божия дома, так и мы вразумляемся
этим любить всегда посвященные Богу храмы и желать быть в них.
(12). Господь не лишить благих ходящих незлобием; потому что имеющие
расположение это наслаждаются всеми этими благами. Ибо из Божественных храмов
источается милость, и там весьма обильное преподаяние истины. Там приемлем мы
учение благих догматов, там из источников Всесвятого Духа почерпаем Божественную
благодать, там делаемся славными и по преимуществу знаменитыми. Короче сказать:
там приемлем обилие всех благ, освобождаемся от злобы и лукавства, решившись
жить в простоте и истине.
|