87
(1). Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже
отвещати, разума Еману Израильтянину.
СОДЕРЖАНИЕ.
В этом псалме изображается смерть, какую приял за
нас Христос, чтобы, проповедав духам сущим во аде, даровать нам воскресение.
Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, как утративший упование на Христа. А
Иерусалим, т. е. народ иудейский, в древности составлял как бы некий лик, почему
и именовался уделом или жребием Господним. Поэтому и псалом надписывается для
Маелефа, т. е. для ликования или лика. Поскольку же таинство Христово глубоко
и к уразумению его потребен крайне тонкий духовный разум; то в надписании сказано:
разума. Говорится же, что псалом есть Еманов, сложенный в Египте для
Моисея, А Еман этот был потомок Израиля, как происшедший от Зары, который есть
сын Иуды, сына Израилева.
(2). Господи Боже спасения моего, во дни воззвах. Как Благой, провидев
отпадение народа и погибель ученика, воссылает за них молитвы к Отцу, чтобы
и они, не приобщаясь злобе, могли улучить даруемое Им спасение.
(4). Яко исполнися зол души Моя. Хотя наши понес Он грехи и о нас болезнует;
но справедливо о Себе говорит, что исполнился зол. и живот Мой аду приближися.
Говорит это, потому что, по благодати Божией, за весь мир вкусил смерть.
(5). Бых яко человек без помощи, (6) в мертвых свободь. Один
Иисус и умер, по слову Исайи, ради беззакония людей ведомый на смерть (Иса.
53, 8), и, когда был мертв, пребыл свободным; потому что не имел греха, который
соделывал бы Его повинным смерти, почему и сказал: область имам положити
душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10, 18).
Яко язвеннии спящии во гробе. Уподобился Я людям, покрытым ранами и
лежащим в гробах. Но они, как не сподобившиеся Твоей помощи, не улучили воскресения;
а Я, говорит, и язвлен за грехи людей, и положен во гроб, но не остался там,
потому что Ты воспомянул о Мне, по Моем уязвлении и положении во гроб, и Я воскрес
поправ смерть.
(8). На Мне утвердися ярость Твоя. Яростью Божиею называется проклятие
смерти, наложенное на род человеческий. Итак, поскольку Он стал за нас клятвою
(Гал. 3, 13), то и говорит, что утвердися на Нем ярость Божия.
И вся волны Твоя навел ecu на Мя. Волнами называет тяжкое наказание,
наложенное на род человеческий за преступление заповеди; разумеет же опять смерть.
(9). Удалил ecu знаемых Моих от Мене. Говорит это, потому что во время
страданий все Его оставили. Положиша Мя мерзость себе. Смотри, как и
доныне иудеи гнушаются именем Христовым. Предан бых, и не исхождах. Говорит
это, потому что заключен был в доме начальника синагоги.
(10). Очи мои изнемогосте от нищеты. Я плакаль о народе, видя, как лишается
он богатства по Богу и впадает в крайную нищету.
Воззвах к Тебе, Господи, весь день. Поэтому, даруй единственное средство
к избавлению от зол — Твое промышление, Владыко. Ибо умоляю Тебя, непрестанно
воздевая руки. А это положение тела выражает мучительную скорбь души; потому
что вынуждаемый только необходимостью в таком положении усердно упрашивает Того,
Кто может помочь ему.
(11). Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресять? Объясняет
нам причины Своего нисхождения в смерть, как бы так говоря: поскольку и мертвым
невозможно было творить чудеса, и врачам воскрешать, да исповедятся Тебе;
а равно и осужденные на погибель не в состоянии были познать Твою истину: то
Я, Отче, вменен Поэтому с сущими во аде, чтобы и те, которые пребывают (13)
в земли забвенней, воскреснув, познали опытом чудеса Твои, и те, которые
издревле во тьме, повидали истину Твою.
(12). Еда повесть кто во гробе милость Твою? Мертвым, которые разрушились
в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками
Твоего человеколюбия и соделаться зрителями чудес Твоих.
(13). Еда познана будут во тме чудеса Твоя? Как для погибших нет истины,
так для омраченных нет чудесного. А земля забвенная есть разумная душа,
лишенная плодов Святого Духа.
(15). Вскую, Господи, отрееши душу Мою? отвращавши лице Твое от Мене?
Так Христос молился за народ израильский; Иудеи же по чрезмерности злобы своей
оказываются недостойными спасения, как бы недействительною соделав молитву Христову
о них.
(16). Нищ есмь Аз, и в трудех от юности Моея. Нищ; потому что приял
на Себя зрак раба, и в трудех от юности; потому что от пелен Своих подвергался
злоумышлениям Ирода и подобных ему. Вознесжеся, смирихся и изнемогох. Вознесением
называет восшествие Свое на крест, по сказанному Им: егда вознесете Сына
Человеческого (Ин. 8, 28). А под словом «смирихся» разумеет
нисшествие Свое во ад.
(17). На Мне преидоша гневи Твои. На Меня, говорит, подвиг Ты весь гнев,
и самыми страшными наказаниями возмутил Меня, и погрузил Меня в них, как в водах.
(19). Удалил ecu от Мене друга и искреннего, и знаемых Моих от страстей.
Страстями называет время Своего страдания. Поэтому говорит, что во время
страдания оставили Его друзья и знаемые (близкие). Поскольку же послушен был
Отцу даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8), и на кресте оставлен
учениками; то и говорит, что Отец удалил от Него друзей и знаемых (близких).
|