89
(1). Молитва Моисея человека
Божия.
СОДЕРЖАНИЕ.
Говорят, что Моисей,
написав эту молитву, передал ее для
хранения в тайне, чтобы люди последующих
времен знали, как должно приносить им
исповедание, когда впадут в напасти, какие
постигнут их на последок времен, после
непокорности их Господу и по совершении
убийства. Но чтобы со временем молитва эта
не предана была забвению, включили ее в
число псалмов, и весьма кстати поместили
после восемьдесят восьмого псалма, который
изображает страдание Господне.
(2). Господи, прибежище был ecu нам в род и
род. Желая преклонить Бога на милость,
прилично начинает молитву воспоминанием
многократно уже оказанных благодеяний. А
как благодетельствовал Бог в каждом роде,
можно видеть это всякому, обратив внимание
на то, что было при Фараоне, что стало при
Иисусе, и что было в Вавилоне.
(3). Прежде даже горам не быти, и
создатися земли. Поскольку, смотря на
плоть Господню, почитали Господа простым
человеком, и говорили: тридцатилетнего
возраста Ты не достиг еще [1],
и Авраама ли ecu видел (Ин. 8, 57)? — а это
самое, что не признали они Божества, и было
наиболее причиною их падения: то
исповедающиеся теперь ясно говорят, что Он
прежде всей твари и соприсущ Отцу.
(4). Не отврати человека во смирение.
Этим начинается исповедание. Просит
Псалмопевец Бога, чтобы и сам Он обратился
после того, как все народы призвал в
познание истины. Ты рек, Владыко: возвратитеся,
сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения
ваша (Иер. 3, 22). Итак, поскольку мы
обратились, не отврати нас во
смирение.
(5). Яко тысяща лет пред очима Твоима,
Господи. Разумеет время подзаконного
служения, в которое наипаче процветали
израильтяне, по сооружении Божественного
храма. Ибо от Соломона, создавшего дом, до
осады, бывшей после честного Креста,
исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет
вменена пред Тобою в день един или, лучше
сказать, в малую часть дня. Справедливо же
уподобляет ночи время, предшествовавшее
пришествие Спасителя; потому что все люди
пребывали во тьме и смятении, так как не
воссияло еще для них Солнце правды.
(6). Уничижения их лета будут утро.
Яснее сказать: лета их, т. е. отрекшихся
от Тебя, будут в великом уничижении; потому
что стали они попранием для людей и демонов,
как отрекшиеся от Искупившего и Спасающего
их.
Утро процветет и прейдет. Словом «утро»
означает время бывшего им явления
Христова на горе Синае; а словом «трава»
изображает подзаконное служение, как
имеющее вскоре потом увянуть. На вечер
отпадет, ожестеет и изсхнет. Вечером
именует время при конце века, в которое и
явился Единородный, и в которое прошел цвет
подзаконного служения, приведенный в ожестение
обольщением непокорности.
(7). Яко исчезохом гневом Твоим. Ясно
возвещают бедствия, постигшие их за
собственные их грехи. А это может быть
применено и к иудеям, и ко всем людям;
потому что весь род человеческий, в
наказание за беззаконие свое, подвергся
бедствиям и обуревается всякого рода
треволнениями, а иудеи, за лукавство сердца
своего, лишились свободы.
(8). Положил ecu беззакония наша пред Тобою.
Не оставил Ты, говорит, без внимания
беззаконий наших, потому что сами мы
призвали их на главу нашу, сказав: кровь
Его на нас, и на чадех наших (Мф. 27, 25). Век
наш в просвещение лица Твоего. Как бы так
говорит: жизнь наша и дела наши в
продолжение жизни оказываются лукавыми
пред лицом Твоим; потому что не безызвестно
Тебе все, что делалось у нас от начала до
конца.
(9). Яко вcu дние наши оскудеша, и гневом
Твоим исчезохом. Грех подвиг на нас гнев
Твой; а гнев навел наказание; наказание же
произвело болезни. Ибо в болезнях провели
мы краткое время жизни нашей.
(10). Лета наша яко паучина поучахуся.
Природа человеческая не имеет в себе
ничего твердого и постоянного, подобно
паутине легко расторгается. Дню лет наших
в нихже седмьдесят лет. Это подобно
сказанному патриархом Иаковом: малы и злы
дние мои: не достигоша во дни отец моих
(Быт. 47, 9). Поэтому, хотя иные живут более
сказанного времени; но это бывает с
немногими. Здесь же показывает, что всего
обыкновенные, и чему подлежит большая
часть людей. Ибо, как не упомянул об
умирающих преждевременно, так не сказал и о
долговечных, кончающихся в глубокой
старости. Впрочем, и краткое это время
жизни исполнено болезни и трудов. Яко
прииде кротость на ны, и накажемся:
потому что как бы мертвенна и ничтожна
жизнь наша, и не знаем, что после этого
будет с нами под державою Твоею. Поэтому,
наказывай нас кротко. Ибо сказано «прииде»
вместо «да приидет». Просят же о том,
чтобы принять им наказание чрез Христа,
Который есть Отчая Десница. Потому и
сказано:
(12). Десницу Твою тако скажи ми. Слово «скажи»
относится к тому и другому, то есть, скажи
нам Десницу Твою, или Христа, и скажи нам
тех, у которых в сердце мудрость; а это
святые Апостолы и Евангелисты, которые
научили нас, как обратиться.
(14). Исполнихомся заутра милости Твоея.
Как бы достигнув уже того, о чем молились,
говорят это; потому что и для них взойдет
Солнце правды при скончании века этого.
(16). И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя. Сказано
опять: призри — вместо: призрел, или
назирал рабов Твоих и дела рук Твоих. В этом
посещении увидев светлость Бога нашего, и
обратившись, исправимся, как скоро
совершим дело обращены.
(17). И буди светлость Господа Бога нашего
на нас. Свет бoгoведения и нас соделал
светлыми и славными; и иудеи по возвращении
стали опять знаменитыми. И дела рук наших
исправи. Дела — что по Закону; а дело — что
совершается в Новом Завете; потому что в
Ветхом Завете жертвы были различные, а в
Новом приносится в жертву единый Сын. И
дело рук наших исправи. Или: дела рук
— отдельно взятые наши поступки, а дело рук
— ведение, вследствие тех приобретаемое.
[1] Ουπω
τριακονταετης
γεγονας..., В другом
сочинении св. Афанасия этот текст читается
совершенно правильно:
Πεντηκοντα ετη
ουπω εξεις (IV послание к
еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17).
|