91
(1). Псалом песни в день субботный.
СОДЕРЖАНИЕ.
Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее
наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем
награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой.
(2). Благо есть исповедатися Господеви. Имеет в виду хвалу, и дает обещание
повторять ее непрестанно день и ночь за соделанное Единородным. Что же соделал
Он? Не то ли, что уготовал нам воскресение?
(3). Возвещати заутра милость Твою, утром возвещать милость Твою, а
ночью непреложность Твою.
(4). В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. Десятострунным псалтирем
называется тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, поскольку
в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность.
(5). Яко возвеселил мя ecu Господи в творении Твоем. Взирая на создания
Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении
побуждаю уста к песнопению.
(6). Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! Песнословя дела Твои и глубину
помышлений Твоих. изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А
неразумные не понимают глубины таинства.
(7). Муж безумен не познает. В разных словах выражает одно и тоже; потому
что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать
об этом.
(8). Внегда прозябоша грешницы яко трава. Не разумеющие таинства, говорит,
уподобятся траве, т.е. не имея глубины, они скоро падут и посохнут.
(11). И вознесется яко единорога рог Мой. Когда враги будут рассеяны
и погибнут, тогда рог Мой, т. е. уготованное царство, соделается славным. А
мы, ведущие Тебя, увидев истребление врагов Твоих, возвеличимся и превознесемся
Тобою, как освободившиеся от прелести многобожия и поклоняющиеся Тебе истинному
Богу. Ибо Псалмопевец и здесь опять упомянул о единороге, чтобы единым рогом
навести на мысль об едином Боге. Как это животное получило от природы один рог:
так и питомцы благочестия покланяются единому Божеству. И старость моя в
елеи мастите. После понесенных мною трудов, как бы елеем воспользуюсь тогда
для царского священия, — и это будет для меня наградою за долговременные труды.
(12). И воззре око мое на враги моя. В ряду с прочими благами будет
для меня и то, что соделаюсь зрителем падения злоумышлявших на душу мою.
(14). Насаждени в дому Господни. Эти уподобленные оным кедрам, насадителем
своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм. Во дворех Бога
нашего процветут, т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними.
(15). Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Сказано:
благоприемлюще — вместо: блаженствуя; ибо воздано им будет благами, ихже
око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2, 9).
(16). Яко прав Господь Бог наш. Когда в горних обителях насладятся уготованными
благами, тогда возвестят, что праведен и правь Господь, Который соделал, что
беззаконные и нечестивые посохли как трава, а праведных и благочестивых насадил
в горних селениях, подобно кедрам и финикам. И несть неправды у Бога,
потому что Он недоступен злу.
|