92
В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни
Давиду.
СОДЕРЖАНИЕ.
В предыдущем псалме, надписанном: в день субботный,
изображается второе пришествие Господа, после которого будет Он царствовать
в новом веке со Святыми Своими. Очевидно же, что день предсубботный есть
первое его пришествие, когда и земля населена, т. е. когда в целой вселенной
основана Церковь святыми Апостолами и Евангелистами, возвестившими на земле
слово о Христе.
(1). Господь воцарися, в лепоту облечеся. Поскольку род человеческий,
отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел Единородный.
чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено. Лепотою же
Божиею именует спасение рода человеческого. Ибо, если бы Господь не воплотился,
приняв на Себя естество наше, кроме греха; то не было бы нам спасения. Подобает
бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор.
15, 25).
Облечеся Господь в силу и препоясася. Этими словами означает нам низложение
сопротивных сил, которое Господь и совершил, как бы восприяв на Себя воинский
вид. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. По предварительном поражении
их, т. е. сопротивных демонов, Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют
и самые врата адовы.
(2). Готов престол. Твой оттоле. Сказано это, потому что от сложения
мира предопределено будущее спасение Им человеческого рода. Ибо престолом, поставляемым
для того, чтобы судить утеснителей наших — демонов, означает воскресение Единородного.
Итак Ты, Владыко, для того восседший ныне как бы на престоле судии, чтобы произвести
суд и отомстить за нас, Ты — предвечный Бог.
(3). Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Реками называет
здесь святых Апостолов и Евангелистов, которые и Боною Церковь возвеселили духовными
потоками. Ибо им сказано: реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7,
38).
(4). Дивны высоты морския. Высокие тайноводства, Апостольские пpoвещaния
и струи Евангельские дивными соделали высоты морские. Под морем же разумеет
множество уверовавших народов, которых высоты, т. е. возвышенность мудрствования,
соделались дивными, потому что не малое и низкое что-либо, но высокое и дивное,
мудрствуют о Боге.
(5). Свидения Твоя уверишася зело. Свидениями именует обетования, которые
возвещены были языческим народам чрез святых Пророков и которых верность засвидетельствовал
Господь, на последок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. Дому
Твоему подобает святыня. Господи. Дом Господень есть Церковь, а ей подобает
быть святою: потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится
это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею.
|