98
Псалом Давиду.
СОДЕРЖАНИЕ.
И этот псалом изображает царство Христово и высокомерие
архиереев.
(1). Господь воцарися, да гневаются людие. Христос есть тот Царь, Которого
царской власти не признают гневающиеся иудеи. Седяй на херувимех, да подвижится
земля. Тот самый в последние времена воцарится над живущими на земле, Кто
восседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля. Поэтому говорить: на херувимах
восседаешь Ты, Который, соделавшись подобен нам, подвиг землю из стояния ее
во зле, т. е. из идолопоклонства.
(2). Господь в Сионе велик. Сион есть Церковь, в которой прославляется
и возносится Христос, по сказанному: вознесу Тя Боже мой, Царю мой. (Пс.
144, 1).
(3). Да исповедятся имени Твоему великому. Велико это имя Его: Иисус;
потому что толкуется оно: спасение людей. Велико также это имя, еже паче
всякого имене, которому всяко колено поклонится, и всяк язык исповесть,
яко Господь Иисус Христос (Флп. 2, 9 — 11). Яко страшно и свято есть.
Оно страшно для народов гневающихся, не приемлющих царства Его; свято же для
верующих в Него.
(4). И честь царева суд любить. Поскольку честь или слава царева любит
правду, которая разумеется под словом: суд; то повеление Его страшно
непокорным, и свято для послушливых. Ты уготовал ecu правоты. Ибо будет
судить вселенней в правду (Пс. 95, 13).
(5). Возносите Господа Бога нашего. Кто высок, как Бог, и всю тварь
имеет под ногами Своими, Тот, не переменяясь, соделался человеком. Итак Этого,
говорить Давид, без изменения соделавшегося человеком, возносите, поклоняясь
Ему и плоти Его единым поклонением.
(6). Моисей и Аарон во иepeеx Его. Сей ныне, поскольку соделался человеком,
воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, и Аарон,
и Самуил. Поэтому, сказав: покланяйтеся подножию, и проповедав вочеловечение
и домостроительство, снова в ограждение наше (9) упоминанием о горе указывает
на Божество; потому что пребыл Он Богом, хотя и приял рабий зрак нашего ради
спасения.
(8). Господи Боже наш, Ты послушал ecu их. Хотя, по-видимому, и согрешали
они в ином. Как люди, — Ты не презрел их. Поэтому, Аарон обличен был как согрешивший
при слиянии тельца, а Моисей — у воды пререкания (Числ. 20, 24).
(9). И покланяйтеся в горе святей Его. Разумеет или земной, или небесный
Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно самого Единородного, по сказанному:
отсечеся камень от горы без рук (Дан. 2, 45).
|