100
Псалом Давиду.
СОДЕРЖАНИЕ.
В этом псалме Давид описывает нам достигшего совершенства,
жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие
улучить небесное царство.
(1). Милость и суд воспою Тебе, Господи. Поскольку непрестанно имею
в устах оказанные нам благодеяния, какие только знаю, то да будет дан суд, т. е. явлено правосудие; потому что Господь оправдал прю нашу с врагами нашими.
(2). Пою и разумею в пути непорочне. Пою песнь, говорить Давид. Яснее
же сказать: не перестану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая
Твоего явления, Владыко; потому что надлежит нам приуготовить себя к Господнему
пришествию. А дивный сей муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал
Богу: когда приидеши ко мне? Как бы так говорить он: уготовал я для Тебя
благолепный царственный пир, вожделеваю Твоего пришествия, Владыко, сгораю желанием
видеть явление Твое, даруй мне желаемое. Прехождах в незлобии сердца моего
посреде дому моего. Не позволял я превитать у меня ни одному неправедному
помыслу, но, весь заключась в себе самом, в чистоте прехождах.
(3). Творящия преступление возненавидех. Ибо должно не только воздерживаться
от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое.
(4). Не прильпе мне сердце строптиво. Внушения диавола, как не имеющие
в себе прямизны, кривы и развращенны, и я никогда не допускал их в сердце. Уклоняющегося
от мене лукавого не познах. До того, говорить, не обращал я никакого внимания
на лукавых, что не знал ни о присутствии, ни об отсутствии их; а потому, неизвестно
мне было, когда уходили от меня; а если и при мне были, не знал, тут ли они.
Доказательством же, что мысль прилеплена к Богу, служить — нимало не заботиться
о земном по внимательности к горнему.
(5). Оклеветающаго тай искренняго своего, того изгонях. Не допускал
я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать
это, Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях. Высокомерные и склонные
к преобладанию не бывали моими сотрапезниками.
(6). Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною. В заседаниях и совещаниях
моих участвовали мужи, украшенные верою и высоко чтившие божественное. А людей
не так расположенных, держащихся противного образа мыслей, т. е. горделивых,
обидчиков и уничижителей, старался я иметь вдали от себя, чтобы даже и не видеть
их.
(8). Воутрие избивах вся грешныя земли. Грешными называет лукавые помыслы,
которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума
к Богу. Еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие. Градом Господним
именует святую душу, по сказанному: преславная глаюлашася о тебе, граде Божий
(Пс. 86, 3).
|