102
Псалом Давиду.
СОДЕРЖАНИЕ.
Народ новый из язычников этим псалмом поучается песнословить
Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава
воскресение.
(1). Благослови душе моя Господа. Сам себя возбуждает к песнопению,
в благословении Бога предлагая себе наилучшее средство к своему спасению. А
тем, что Бог готов помиловать людей, избавив их от тления и даровав им небесное
царство, прославляется правда Его на суде. Поэтому, предлагаемое песнопение
приличествует всем. И вся внутренняя моя имя святое Его. Словом же «внутренняя»
дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостью
и всем помышлением.
(2). Благослови душе моя Господа. Продолжает убеждать себя к песнословию,
зная, что обязан воздавать этим за великие Божии благодеяния; потому что, кто
памятует благодеяния Божии, тот не перестанет песнословить это. И не забывай
всех воздаяний Его; потому что за великие грехи, содеянные нами, воздал
Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого-то не должны мы забывать.
(3). Очищающего вся беззакония твоя. Вот каковы воздаяния нам Божии:
во-первых, Бог установил очищение грехов наших; во-вторых, уврачевал немощи
наши; в-третьих, избавил жизнь нашу от истления, изгладив грех; в-четвертых,
явив свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием
сыноположения; в-пятых, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя самого
— истинный хлеб жизни.
(5). Обновится яко орля юность твоя; потому что Бог пакибытием обновляет
юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения.
Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц,
и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние.
(6). Творяй милостыню Господь и судьбу всем обидимым. Сей Господь, по
милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который
древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему
народу дал ведение заповедей Своих.
(8). Щедр и милостив Господь. Ибо это было причиною такого благодеяния
Божия и древле и ныне, как говорить и Моисей: Господь долготерпелив, и многомилостив,
и истинен, творяй милость в тысящи (Исх. 34, 6. 7). Итак, силы Свои, названныя
(7) путями, и добродетели, с каковыми править всем, сказа Могсеови.
(9). Не до конца прогневается. Хотя и прогневался за преступление Адамово,
и род наш осудил на смерть: однако же, не до конца простирает гнев Свой; потому
что в последние времена воссиял Он во отметание*** тления (Евр. 9, 26).
(14). Яко Той позна создание наше. Ибо ущедрил как собственное Свое
создание и дело рук Своих.
(17). Милость же Господня от века. Это подобно сказанному: творяй
милость в тысящах боящимся Меня (Исх. 20, 6).
(18). И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его. Ибо, как святый,
во Святых почивает, т. е. в ангельских силах.
(19). Господь на небеси уготова престол Свой. Хотя почивает в горних
духах, однако же и земное недалеко от царства Его, потому что, как Бог, властительствует
Он над всем. И царство Его всеми обладает. Сказано же: всеми обладает,
а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его царства. А потому,
небесное царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует
Господь над достойными.
(20). Благословите Господа вcu Ангели Его. Учит этим, что народ, приступающий
к вере, как посвящающий себя песнословию, будет в одинаковом достоинстве с Ангелами.
Ибо, если служение Ангелов состоит в том, чтобы хвалить и прославлять Бога;
а это же самое повелевается делать душе, то есть всегда славословить; то явно,
что она сподобляется и того же достоинства. Ибо у кого занять одно, у тех одинаково
и достоинство.
(21). Благословите Господа вся силы Его. Не Ангелы только призываются
к хвалению, но и всякий другой, какой только есть, небесный чин, — престолы
ли то, начальства ли, власти ли, господства ли. Все же сии чины означил нам
словом: силы.
|