104
Аллилуия.
СОДЕРЖАНИЕ.
«Аллилуия» значит:
хвала Невидимому. Говорят, что этим словом
восхваляют Бога ангелы, как херувимы
словами: свят, свят, свят. И это предали
святые Отцы, сами слышавшие ангельское
пение, как Исаия слышал серафимское.
Разлагается же «аллилуия» следующим
образом: ал — Бог, ил — крепкий, уия
— сильный [1].
(1). Исповедайтеся Господеви, и
призывайте имя Его: возвестите во языцех
дела Его. В этом псалме Дух Святой
повелевает святым Апостолам, чтобы народу
новому из язычников соделали явными все
чудотворения, совершенные Господом в
пришествие Его.
(3). Хвалитеся о имени святом Его. Ибо
хвала и слава поведающим силу Божию. Да
возвеселится сердце ищущих Господа. Учит,
сколько бывает пользы от исповедания. Если
взыщете, говорит, Бога, то будет у вас
веселы в уме, и глава наша утвердится и
прославится.
(5). Помяните чудеса Его, яже сотвори.
Разумеет Божественные знамения, какие
сотворил, как в явление Свое в Новом Завете,
так и в Ветхом чрез Моисея и прежде бывших
святых; ибо и они много чудодействовали
силою Сына Божия. Повелевает, чтобы
проповедники сих чудес и это передали
неведущим язычникам сверх чудес,
совершенных Спасителем в Новом Завете. А
так же и то, что судили уста Его и в Ветхом и
в Новом Завете, повелите хранить, как
царские законы. Чудеса Его, и судьбы уст
Его. Чудесами называет совершенные Им
чудотворения, каковы: хождение по морю,
воскрешение мертвого и прочее, а судьбами
уст Его — или слова, какие изрекал,
изгоняя из людей нечистых демонов, или
заповеди Нового Завета.
(6). Семя Авраамле раби Его, сынове
Иаковли избраннии Его. Еще слово к
Апостолам, и смысл речи таков: вы, как семя
Авраамле и раби Его, сынове Иаковли и
избраннии Его (потому что Господь избрал
их), возвестите во языцех, что (7) Той
Господь Бог наш.
(13). И преидоша от языка в язык, — от
вавилонян к филистимлянам.
(14). И обличи о них цари, — Авимелеха за
обиду Сарре.
(15). Не прикасайтеся помазанным Моим.
Помазанные суть Авраам и подобные ему,
потому что сподобились в видениях узреть
явление Бога Слова.
(16). И призва глад на землю. По
домостроительству допустил, чтобы настал
голод и по причине его пришедши в Египет и
размножившись, приняли в обладание
обетованную землю. Всякое утвержение
хлебное сотры. По действию гнева Божия в
голодные времена обыкновенно бывает, что
люди, вкушающие хлеб, не укрепляются.
(19). Дондеже прииде слово Его, — разумеет
исполнение сновидений. Поэтому говорит,
что до тех пор злострадал, оплакивая жизнь
свою, которая была в опасности, пока не
наступило время исполниться сновидениям.
(22). Наказати князи его яко себе. Это
подобно сказанному: еда не Богом
изъявление их есть (Быт. 40, 8.)? Ибо не
отгадал бы снов Фараону, если бы не Бог
даровал возможность уразуметь их.
(23). И вниде Израиль в Египет, и Иаков
пришельствова в землю Хамову. Сыновья
Ноевы: Сим Хам, Иафет, сын Хамов — Ханаан,
сын Ханаанов — Мезраим — толкуется Египет,
от него и страна получила имя. Поэтому,
когда Иаков вошел в Египет, тогда, вероятно,
Хам, дед Мезраимов, жил в Египте, а Ханаан
обитал в Палестине. Под именем же Израиля и
Иакова, вошедшего в Египет, разумеются и
дети его; ибо в седмидесяти душах, сниде
Израиль во Египет, говорит Писание (Втор.
10, 22). И Иаков пришельствова в землю Хамову.
Хам родил Ханаана, Ханаан — Мезраима,
который толкуется — Египет. Потому и
называет Египет землею Хамовою, как страну
принадлежащую внуку Хамову.
(24). И возрасти люди своя зело, так что
Фараон, иже не знаше Иосифа, говорит:
вот народ сей становится теперь весьма
многочислен и укрепляется паче нас (Исх.
1, 8, 9). Но они не стали бы так сильны от
быстрого возрастания в числе, если бы не
пользовались покровительством Иосифа и
добрым расположением Фараона.
(25). Преврати сердце их возненавидети
люди его. Поскольку израильтяне, по
уважению к ним египтян, впали в одинаковое
с ними идолослужение, то Бог устроил, что
египтяне возненавидели их и возложили на
них тяжкие работы, а это для того, чтобы
озлобляемые израильтяне прибегли к Богу, и
обетование, данное Аврааму, удобно могло
исполниться.
(26). Посла Моисея раба Своего, и проч.
Ибо Моисею и Аарону только открыл (27) словеса
знамений, как превратить воду в кровь и
совершить прочие чудеса.
(28). Посла тму и помрачи. Поскольку
египтяне, оставив Творца, служили твари; то
и наказал их посредством твари, т. е.
воздухом, огнем, землею и водою.
(29). Преложи воды их в кровь. Не цвет
только вод изменил, но и самое свойство
вкуса, так что вымерли все породы рыб.
[1] В другом
месте (в толковании 1-го ст. 134
псалма) св. Афанасий иначе разлагает это
слово и объясняет его более правильно.
|