105
А ллилуия.
СОДЕРЖАНИЕ.
В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая,
за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: (7) преогорчиша
Бога восходяще в Чермное море, сказав: за еже не быти гробом во Египта,
извел нас здесь погубить (Исх. 14, 11); во-вторых: (14) искусиша Бога
в пустыни; в-третьих: (16) прогневаша Моисея в стану; в-четвертых:
(19) сотвориша тельца в Хориве; в-пятых: (24) уничижиша землю желанную;
в-шестых: (28) причастишася Веелфегору; в-седьмых: (32) прогневаша
Его на воде пререкания; в-восьмых: (34) не потребиша языки, яже рече
Господь им, но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву.
(1). Исповедайтеся Господеви, яко благ... (3). Блажени хранящии суд,
и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что
определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея
всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды,
на самом деле исполняющие, что справедливо. (4). Помяни нас, Господи, в благоволении
людей Твоих. Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься
спасения, дарованного язычникам.
(11). Покры вода стужающия им, именно стужающие; ибо кто вышел из моря,
вмешавшись в ряды израильтян, тот был уже из числа не стужающих, но уверовавших.
(12). И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его. Ибо, когда, по благости
Божией, волны в море совокупились, немедленно уверовав, воспели Богу песнь,
написанную в книге Исход, потом все это предали забвению. И воспеша
хвалу Его, когда вышли ликующие с Mapиaмою, говоря: поим Господеви, славно
бо прославися (Исх. 15, 21).
(14). И искусиша Бога в безводней. Сказано: и искусиша Бога в безводней,
потому что прогневали Его вскоре по переходе через Чермное море.
(20). И измениша славу Его в подобие тельца, ядущаго траву. Их слава
был Бог, Его-то оставив, поклонились тельцу.
(23). Аще не бы Моисей избранный сталь в сокрушении; когда сказал: аще
убо оставиши им грех, остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал
еси (Исх. 32, 32).
(24). И уничижиша землю желанную. Это пятая вина после Чермного моря,
пустыни, оскорбления Моисею, и тельца в Хориве, потому что соглядатаи, по возвращении
своем, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии, худо говорили о земле, а
тем совращали и других.
(25). И поропташа в селениих своих, когда возвратившиеся соглядатаи
развращали умы людей.
(28). И причастишася Веелфегору. Это идол аммонитский, у эллинов называемый
Кроном.
(30). И ста Финеес и умилостиви, когда умертвил мадианитянку вместе
с блудником. Слово же это научает нас, сколько может пред Богом благочестие
одного мужа.
(39). И соблудиша в начинаниих своих. Это показывают нам книги Судей
и Царств, а именно, что израильтяне в разные времена для вразумлены их были
предаваемы во власть разных иноплеменных народов: моавитян, аммонитян, амаликитян,
мадианитян.
(41). И обладаша ими ненавидящии их. Вавилоняне и ассириане овладели
израильтянами за их беззакония.
(43). Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим. Бог по
человеколюбию был снисходителен к ним, но они вынуждали Его являться строгим.
Бог снова спасал народ, как Спаситель, но они гибли, сами себя губя делами погибельными.
Сказанное же «множицею» подобно изреченному Господом: колькраты восхотех
собрати чада Твоя (Лк. 13, 34); также слова: и смиришася в беззакониих
своих — подобны следующим: и не восхотесте. Бог, наказывая их для
вразумления, давал опять место и человеколюбию, но они воздавали Ему поступками
враждебными.
(46). И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Говорит это, разумея
Кира, который освободил их из плена, также Дария и Артаксеркса, которые дали
денег на построение храма.
|