109
Псалом Давиду.
(1). Рече Господь Господеви моему, седи
одесную Мене. В настоящем псалме Давид
изображает рождение Господа по плоти,
евангельское Его слово,
возгосподствовавшее над всеми народами, и
восшествиe Его на небеса, с которого и
начинает псалом, говоря: рече Господь
Господеви моему, седи одесную Мене, дондеже
положу враги Твоя подножие ног Твоих.
Какие же это враги, объясняет Апостол,
взывая: егда испразднит начала и власти,
и миродержителей, последний враг
испразднится смерть (1 Кор. 15, 24–26).
(2). Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, разумеет
посланное евангельское слово, которое и
стало господствовать над всеми врагами.
(3). С Тобою начало в день силы Твоея.
Этим означает или время суда, когда с
Божеским могуществом всех будет судить,
пришедши с святыми Ангелами Своими, или
время рождения Его, которое и называется
днем силы. С Тобою будет начало, потому
что обладает целою вселенною, хотя и
соделался человеком. В светлостех святых
Твоих. Слова в светлостех святых Твоих
— означают не иное что, как те лики
святых Ангелов, которые в ночь, когда
родился Христос, взывали: слава в вышних
Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14). Из чрева
прежде денницы родих Тя. Смотри, как
усвояет Себе Отец рождение Единородного по
плоти[1]. Отец говорит
Сыну: прежде бытия сего видимого мира и
лучезарного света родил Я Тебя. Говорит же
не потому, что Бог имеет чрево, но потому
что рождением из чрева дается истинное, а
не мнимое, право первородства.
(4). Клятся Господь, и не раскается.
Клятва Божия есть слово Божие,
удостоверяющее слушающих и каждому
внушающее веру, что непременно исполнится
обетованное и изглаголанное Богом. Ибо не
как человек клянется Бог, но слово Его
служит нам вместо клятвы, удостоверяя в
истине, что оно также будет непреложно, как
и обетование, данное с клятвою. Ты иерей
во век по чину Мелхиседекову, потому что
Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на
священство, и не кровавые приносил жертвы,
и был первосвященником язычников, и
Авраама благословил хлебом и вином. (5). Господь
одесную Тебе сокрушил есть в день гнева
Своего цари. Днем гнева называет время
суда, когда сокрушит царствовавших древле
по обольщению демонов, и заключит их в
бездну.
(6). Судит во языцех, исполнит падения, т. е.
во время суда, наказывая нечистых духов,
покажет, что язычники исполнены падений,
подверглись мучению в преисподних земли. Сокрушит
главы на земли многих. Это подобно
сказанному Им у Исаии: и сведох кровь их в
землю (Ис. 63, 3).
(7). От потока на пути пиет . Потоком
Писание называет искушение, а путем
означает хождение Его на земле, во время
которого Сей, потоком снисшедший,
претерпел страдание. Сего ради вознесет
главу. Что значит: сего ради? Не то ли,
что Он пострадал плотию? Подобно же это
сказанному: смирил Себе, послушлив быв
даже до смерти (Флп. 2, 8).
|