114
Аллилуия. Псалом.
СОДЕРЖАНИЕ.
В этом псалме
изображает подвиг проходящих евангельское
житие, победу их по Богу и будущий за труды
венец.
(1). Возлюбих, яко услышит Господь глас
моления моего. Кого же возлюбил? Господа
Бога всем сердцем, всем помышлением и всею
крепостию. И в награду за любовь приял
то, что услышал.
(2). И во дни моя призову. В какие же дни,
как не во дни подвига, когда бедствовала
душа его?
(3). Объяша мя болезни смертныя.
Описывает чрезмерность скорбей, постигших
его за благочестие, что и называет болезнями
смертными, бедами адовыми, скорбью и
болезнью. Говорит же, что призванием Бога
преодолел их. Почему и в начале сказал: возлюбих,
яко услышит Господь глас моления моего.
(4). О Господи, избави душу мою. Выше
сказав вообще: во дни моя призывал я,
показывает, в чем состояло его призывание.
В чем же именно? Не в этом ли: о Господи,
избави душу мою? Говорил же это, зная, что
милостивый Господь услышит его. И Бог наш
милует. Милость есть движение духа,
возбуждаемое состраданием к униженным в
достоинстве. Так, поскольку и мы, лишившись
пребывания в раю, из славных сделались
бесславными, то Бог, видя, что мы были и чем
стали, милует нас. Ибо глас милости взывал
Адаму: где еси (Быт. 3, 9)? показывая тем,
откуда и куда ниспал он.
(5). Храняй младенцы Господь. Младенцами
называет возрожденных о Христе Духом
Святым. Действительных, по заповеди
Иисусовой, младенцев, потому что они
обратились и стали, яко дети (Мф. 18, 3),
хранит сам Господь, не попуская, чтобы
приражались к ним враги, потому что для них
не настало еще время подвига. Но и по
простому смыслу Господь хранит младенцев в
матернем чреве, в месте тесном и
наполненном влагою, не позволяющем ни
двигаться, ни дышать, Господь не попускает
им задохнуться, подавая движение и пищу, не
попускает также умереть от холода, когда из
теплоты матерних чресл исходят в
непривычный для них воздух. Или еще так:
поскольку смирился я, как младенец, и как
дитя приял Царство Небесное, то спас меня храняй
младенцы Господь. Или иначе:
младенчествующих по заповеди Иисусовой, т. е.
обратившихся и соделавшихся подобными
детям, хранит сам Господь, соблюдая их не
изведавшими искушений, потому что не
пришло еще для них время подвига. А я и
превзошел возрастом детей, однако же
Господь, смирив меня великими подвигами,
соблюл непреодолимым.
(6). Обратися душе моя в покой твой.
Покоем своим называет горние обители,
которые приимет в воздаяние за подвиги. А
также покой души есть воздержание от
грехов.
(7). Яко изъят душу мою от смерти.
Разумеет смерть греховную. В нее-то боясь
ввергнуться, не преставал он проливать
слезы, прося о том, чтобы избегнуть ему сей
смерти. А потому и нозе его, т. е.
душевные восхождения, утвердились в
стоянии по Богу, став выше всякого
поползновения. А (8) страною живых
называет небесный Иерусалим, в котором
подвизавшиеся по Богу, как доблестные
победители, услышат: добре, рабе благий и
верный (Мф. 25, 21).
|