115
Псалом. Аллилуия.
(1). Веровах, темже возглаголах. Сказав:
веровах, темже возглаголах, как бы
возблагодарив уже Господа и достигнув
горних обителей, говорит, что не произнес
бы слова сего, если бы не был твердо уверен
в Божиих обетованиях. Обетования же эти
были полны милости. Блажени плачущии ныне,
яко mиu возрадуются (Лк. 6, 21). Если очи их
полны были слез, то, очевидно, приимут они
радование в тех обителях. Слова
Псалмопевца приводит Павел в послании к
Коринфянам, сказав: имуще тойже дух веры,
по писаному: веровах, темже возглаголах (Сердцем
бо веруется в правду, усты же исповедуется
во спасение — Рим. 10, 10), и мы веруем,
темже и глаголем (2 Кор. 4, 13), и под духом
веры разумеет или состояние нашего духа, в
какое приводит нас вера, или Духа,
подаваемого Богом имеющему веру. С этими
словами: веровах, темже возглаголах — согласно
и сказанное: аще не уверите, ниже имате
разумети (Ис. 7, 9). Сперва человек верует,
потом уразумевает, и после сего глаголет.
Но когда, говорит Псалмопевец, уверовал,
возглаголил я великое, тогда увидев, что
сам я — ничто, смирихся зело. Подобно
сему сказанное Иоанном об Иисусе: Оному
подобает расти, мне же малитися (Ин. 3, 30).
Ибо малился, не отлагая что-либо из величия,
какое имел, но только по сравнению с
превосходным учением и житием Христовым.
Так и теперь сказал: смирихся, не по
причине умаления высоты, но по усмотрению,
в сравнении с самим собою, высшего.
(2). Аз же рех во изступлении моем: всяк
человек ложь. Став выше человека, презрел
я все человеческое. Ибо исступление
означает изменение. Сказав: благоугожду
Господу (Пс. 114, 8), потом увидев, что всяк
человек ложь (потому что помыслы
человеческие обманчивы), смирился и
подверг я себя злостраданиям, чтобы не
пасть с высоты стояния своего. (6). Честна
пред Господем смерть преподобных Его.
Нет, говорит, у нас иного воздаяния за
принятое нами от Бога, кроме того, как
претерпеть за Него смерть, и в этом
подражать своему Владыке. Такая смерть,
конечно, многочестна будет пред Богом.
(7). О Господи, аз раб Твой, и сын рабыни
Твоея. С дерзновением называет себя
рабом, как и Апостол, именует же себя сыном
рабыни, т. е. ветхозаветного
руковождения Законом.
Растерзал еси узы моя. Какие же это
узы, кроме уз греховных, по сказанному: пленицами
своих грехов кийждо затязается (Прит. 5,
22)?
(8). Тебе пожру жертву хвалы. Как
преуспевший, отметает жертвы кровавые, и
дает обещание приносить жертвы хваления.
(9). Молитвы моя Господеви воздам.
Молитвами называет обеты. Какой же обет
дал он, кроме сего — чашу Господню прияв,
призвать имя Господне? Это и исполню,
говорит он, когда буду во дворех Божиих,
т. е. в Церкви Христовой или в Иерусалиме
небесном.
|