117
Аллилуия. Псалом.
СОДЕРЖАНИЕ.
Народу новому,
составившемуся из иудеев и язычников,
преподается учение, что должно призывать
единого только помощника, т. е.
самовочеловечившееся Божие Слово, и во
время гонения в Нем искать всякого для себя
пособия — помощи, посылаемой с неба, и Ему
приносить благодарения за победу, у Него
просить указания путей, ведущих к
добродетели, и сверх всего этого
исповедаться Господу, Который именуется (22)
камнем, отвергнутым зиждущими, но
ставшим во главу угла.
(1). Исповедайтеся Господеви, яко благ,
яко в век милость Его. (2) Да речет убо
дом Израилев. Им первым повелевает
начать исповедание, как первым из
призванных евангельскою проповедью.
(5). От скорби призвах Господа, и услыша
мя в пространство. В этом стихе
преподаются два наставления, а именно, что
приступающим к вере должно иметь скорби, по
сказанному: аще приступаеши работати
Господеви, уготови душу твою во искушение
(Сир. 2, 1); и что скорбящий должен призывать
не иного помощника, как Самого Господа,
Который скорбь нашу изводит на великую
широту, потому что за малые труды приимем
великие награды.
(10). Вси языцы обыдоша мя... (12) Обыдоша
мя, яко пчелы сот: и именем Господним
противляхся им. Народ Божий призывает
единого Бога, и произнося Его имя, отражает
тем видимых и невидимых врагов,
злоумышляющие же против него люди надеются
на одни начальства и власти человеческие.
Выражение: вси языцы — употреблено
гиперболически: всю Иудею окружали все
народы. Это подобно сказанному: воутрии
избивах вся грешныя земли (Пс. 100, 8),
именно — страстные помыслы, наводимые
демонами, и софистические доводы, ими
внушаемые, ибо этих язычников он будет
сокрушать. Иногда он уничтожает их
призыванием Бога, искореняя страстный
стремления и разрушая хитрые доводы. —
Трутни, настолько подобные пчелам, что люди
незнающие даже не замечают их, не имеют
жала и не выделывают меда, но, имея тело
большее, они поедают труд пчел; их-то пчелы,
сплотившись друг с другом, истребляют. Итак,
Церковь есть пчела, делатель меда — она же,
предпочитающая всему божественную
мудрость. Ее труды употребляют во здравие
цари и частные люди, хотя она и несильна, по
сказанному: не в препретельных
человеческия премудрости словесех
заключается проповедь (1 Кор. 2, 4). Однако,
имея слово веры, она имеет жало в явлении
Духа и силы Божией, так что уничтожает
ереси, как бы трутней, рассекая их
показанием истины. Одна только пчела
почтившая мудрость Божию; многие же
отступили от Божественной мудрости,
конечно — не пчелы, но похожие на пчел
трутни, желающие пожирать мед единой пчелы:
как огнь в mepниu, они разгораются. Ибо
приверженцы ересей возжигают постыдный
огонь страстей, как и говорит Павел: бываемая
бо отай от них срамно есть и глаголати (Еф.
5, 12). Под тернием же Евангелие разумеет
страсти, доводы которых опровергает
призывающий Бога: оружия бо его не
плотская, но сильна Богом, разоряющие всяко
возношение взимающееся на разум Божий (2
Кор. 10, 4–5).
(15). Глас радости и спасения в селениих
праведных. Поскольку истреблены уже
мысленные враги, по временам
преследовавшие народ Божий, то не без
причины слышатся гласы радования, и не в
другом каком месте, но в селениих
праведных.
Десница Господня сотвори силу. Вот
самый глас радования, какой возносит
Церковь, исповедуя, что одна только
Господня сила спасла и соделала
победителями подвизающихся.
(19). Отверзите мне врата правды. Под вратами
правды разумей преспеяние в добродетели,
в них-то шествуют претерпевшие времена
скорбей,
(20). Сия врата Господня: праведнии внидут
в ня. Шествуюшие путем добродетелей
достигают тех врат, ведущих даже к
лицезрению Господа. Что же может быть этими
вратами, кроме чистоты сердца? Блажени
чисти сердцем, яко mиu Бога узрят (Мф. 5, 8).
(22). Камень, егоже небрегоша зиждущии,
сей бысть во главу угла. О Тебе, Который
ради нас соделался отверженным Камнем, небрегоша
зиждущии. Но, по обращении язычников,
стал Ты главою другого угла. Как же это?
Сочетал оба народа во единого нового
человека (Еф. 2, 15).
(24). Сей день, егоже сотвори Господь.
Какой же это день, кроме воскресного дня
Господня? Какой это день, кроме дня,
спасительного для всех народов, в который
отверженный камень бысть во главу угла?
Сей-то день воскресения Спасителя нашего,
получивший себе от Него заимствованное
наименование и называемый днем Господним,
разумеет здесь слово.
(25). О Господи, спаси же: о Господи,
поспеши же. (26) Благословен грядый во
имя Господне. К кому относится это,
показало то славословие в Иерусалиме (Мф. 21,
9). Сказано же: благословихом вы из дому
Господня. Это говорят пророки
уверовавшим во Христа, т. е. блаженными
назовем вас за то, что стали вы домом
духовным, потому что в вас обитает Господь.
(27). Составите праздник во учащающих.
Составите праздник, — повелевает
собраться приступившим к вере и наполнить
Божественную скинию, так, чтобы множество
собравшихся простиралось до рог
алтаревых. Учащающими же называет
херувимов, осеняющих очистилище. Таково
значение слова: учащающие. Ибо учащать
значит покрывать; Херувимы же крылами
покрывали очистилище.
(28). Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе.
Эти-то слова (как учит Псалмопевец) должно
возглашать Спасителю Христу.
|