118
Аллилуия.
СОДЕРЖАНИЕ.
В этом псалме пророк
описывает жизнь святых, подвиги их, скорби,
труды, также восстания демонов, тысячи
внушаемых помыслов, сети и прочие средства
к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые
одерживают победу: Закон, словеса Божии,
терпение, помощь свыше, и наконец, что
последует за трудами, награды, венцы,
воздаяния.
(1). Блажени непорочнии в пути. Кто
никогда ни в чем не грешит, тот непорочен и
блажен.
(2). Блажени испытающии свидения Его,
всем сердцем взыщут Его. Должно вести
себя не так, чтобы иногда исполнять, а
иногда и преступать Закон. Ибо что пользы
испытывать только свидения Божии, а не всем
сердцем взыскать Бога?
(3). Не делающии бо беззакония, в путех
Его ходиша. Поэтому, кто грешит, тот не
знает Божественного закона, потому что
знать закон значить исполнять его.
(4). Ты заповедал еси заповеди Твоя
сохранити зело. (5) Дабы исправилися nymиe
мои, сохранити оправдания Твоя. Зная, что
без высшей помощи никто не может быть
хранителем Закона, старается достигнуть
сего молитвою. Речение дабы
употреблено вместо: о если бы!
(7). Исповемся Тебе в правости сердца.
После молитвы указывает и на то, что в его
произволении. Начало же спасения — исповедание.
(8). Не остави мене до зела. Снова
взывает о помощи свыше.
(9). В чесом исправить юнейший путь свой? Юность
исполнена многих соблазнов. Чем же победит
их, как не всегдашним памятованием словес
Божиих? Ибо мысль о Божественном законе,
без сомнения, имеет силу и очищать и
охранять.
(10). Всем сердцем моим взысках Тебе.
Если, говорит Псалмопевец, памятование о
Боге способствует к тому, чтобы избегать
сатанинских тенет, — а я все помышление
свое устремил к Тебе, Боже, — то достоин я
того, чтобы не оставаться вне заповедей
Твоих. А чтобы слова эти не привели кого в
отчаяние, то, руководясь усердием к Закону,
скажем при сем: бывает попущено и такое
неразумие, по которому рачительность
многих приводила к противоположному концу,
и в чем думали преуспеть, в том преткнулись,
по сказанному Соломоном: суть nymиe
мнящиися человеком правиu быти, обаче
последняя их зрят во дно адово (Прит. 16, 25).
Поэтому, кто половиною сердца взыскует
Бога, намереваясь предаваться то Богу, то
миру: того, как негодного воина, отринет Бог
от заповедей Своих.
(11). В сердце моем скрых словеса Твоя.
Ибо, если кто заповедей Божиих не замыкает
в сердце своем, как в сокровищнице, то
приходить злохудожный, и похищает их.
Грешит пред Богом тот, кто, сподобившись
ведения таинственных словес, достойных
того, чтобы сокрыты они были от многих, не
скрывает их, от кого должно. Ибо опасно
говорит не только ложное, но и истинное,
когда объявляет кто, чего вовсе не должно
объявлять. Не должно пометать бисер пред
свиниями, ни давать святая псом (Мф. 7,
6).
(12). Благословен еси Господи, научи мя
оправданием Твоим. Ощутив свое
преспеяние вследствие того, что всем
сердцем взыскал Бога, благословляет Его,
благодаря за то уже, чего сподобился, и от
Него желает узнать, какое значение имеют
оправдания Его.
(13). Устнама моима возвестих вся судьбы
уст Твоих. Что надлежало скрывать, я
скрыл, а что надлежало возвестить, я
возвестил; потому что все мы должны
предстать судилищу Твоему и воспринять по
делам нашим.
(14). На пути свидений Твоих насладихся,
яко о всяком богатстве. Вразумляется, что
такое есть богатство по Богу. Поэтому
говорит: ничто не пленяло меня в настоящей
жизни, — ни золото, ни достоинство, ни
могущество. Вместо же всего этого, свидения
Твои для меня — и веселье, и богатство.
(16). Во оправданиих Твоих поучуся: не
забуду словес Твоих. Не ограничусь
только словесным изучением, но постараюсь
уразуметь, как исполнить их, потому что не
слышатели оправданий Божиих, но творцы их
— праведны пред Богом. Ибо в таком случае
человек никогда не забудет их.
(17). Воздаждь рабу Твоему, живи мя. И
чего в воздаяние желает себе за
принесенное им в дар? Того, чтобы
просветился ум его и чтобы познать ему
чудные дела Божии.
(18). Открый очи мои, и уразумею чудеса от
закона Твоего. Не усваиваю себе
житейской суеты, и потому прошу даровать
мне ведение Божественных заповедей, ибо
одни из них ведомы, а другие неведомы мне.
Ведомы например: не yбий (Исх. 20, 13) и
другие, неведомы же следующие: почему
младенцы обрезываются в восьмой день, или
почему за новорожденных приносятся жертвы.
(21). Запретил еси гордым. Кто
противится гордым, тот и запрещает им: Господь
же гордым противится (Прит. 3, 34), поэтому
и запрещает гордым Господь.
(22). Отъими от мене поношение и
уничижение. Нечестивые уничижат меня,
понося во время гонения. Поэтому прошу,
чтобы суетны сделались поношения их против
меня. И если когда мудрствовал я плотское,
то, обратившись, прошу оживотворить меня
Божественными словесами. Если,
преследуемый таким образом, дошел я до
крайнего затруднения, то умоляю, по
обетованию Твоему, спасти меня от
беззаконных.
(23). Ибо седоша князи, и на мя клеветаху.
Просил я снять с меня поношение, потому что
вменяли в дело себе — клеветать на меня.
Впрочем, когда князи неправды делали это,
раб Божий не отступал от оправданий Божиих,
советниками в том имея Божии словеса,
которые назвал оправданиями. А таковой и не
приемлет ни одного лукавого советника. Да и
князи века сего, как во время Христово, собрашася
вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 2).
Это суть те, которым принадлежит мудрость
века сего.
(25). Прилпе земли душа моя. Гонимый
беззаконными, пришел я, говорит, в крайнее
затруднение, и прошу спасти меня по
обетованию Твоему, в котором сказано: и
потоки не покрыют тебе (Ис. 43, 2).
(26). Пути моя возвестих, и услышал мя еси...
(27). Путь оправданий Твоих вразуми ми.
Приобретши разумение таинств,
заключающихся в оправданиях Твоих, и
возможность идти путем их, в состоянии буду
беседовать и вести слово о чудесах сих
оправданий.
(28). Воздрема душа моя от уныния. Учит,
что невозможно изгнать иначе духа уныния,
как только поучением в Божественных
словесах. Поэтому, надлежит трезвиться и
бодрствовать, по слову Сказавшего: бдите
и молитеся (Мф. 26, 41).
(29). Путь неправды отстави от мене, и
законом Твоим помилуй мя. (30) Путь
истины изволих. Одного просит у Бога,
другое приписывает себе.
(37). Отврати очи мои еже не видети суеты.
Суета есть неистовое пристрастий к
зрелищам, углубление мысли в недолжное и
неприличное умопредставление. Это-то
объясняет Павел, говоря: в суете ума их,
помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни
Божия (Еф. 4, 17–18). Заметь так называемую
суету ума, когда имеет кто ум, но не
пользуется им к усмотрению истинного,
предает же его связующему сатане. Поэтому
Псалмопевец, молясь, чтобы не постигло его
это, говорит: отврати очи мои еже не
видети суеты, потому что это есть уже
благодать Божия. Пророк называет также
суетою, что есть прекрасного в теле и что
плотским очам представляется хорошим.
(38). Постави рабу Твоему слово Твое в
страх Твой. Поскольку страх Божий,
подобно пестуну, нужен во всех заповедях,
то умоляет Бога приставить к нему оный. А
следующие слова: (39) отъими поношение мое
— говорит после того, как приставлен к
нему как бы некий страж Божественных
законов, и исповедуется, укоряя себя за то,
в чем сознавался уже прежде. Постави рабу
Твоему слово Твое. Поскольку, как раб
твой, страшусь Тебя, желаю же иметь страх
рассудительный, согласный с разумом, то постави
слово Твое в страх Твой, чтобы страх
иметь нам не без разума, и разум не без
страха. Поставляет же Бог слово Свое в
страх Свой, подтверждая оное благоговейным
несомненными доказательствами. Ибо как
иные имеют ревность, но не по разуму (Рим.
10, 2), так иные имеют страх Божий, но не по
разуму. Отъими поношение мое, еже
непщевах. Пророк, как человек, соделав
грех, видит, что поношение последует за ним
к Божественному судилищу по воскресении, а
потому — молится и произносит
предложенный стих. Но ты не можешь сказать:
«отыми поношение твое, потому что, когда
поносят меня за Христа, поношение это не
мое, а Христово». Даже, когда поносят меня и
за мои грехи, но я не приношу покаяния, не
должен я говорить: отъими поношение мое
от мене, еже непщевах. яко судьбы Твои благи.
(40). Се возжелах заповеди Твоя: в правде
Твоей живи мя. В награду себе просить
жизни праведной и добродетельной, потому
что не только сохранил заповеди, но и с
любовью расположен к ним, и не для иного
чего, но ради их самих исполняет их. А
поскольку правда Отчая — Сын, то говорит
это желающий жить в Сыне. (41). И да приидет
на мя милость Твоя, Господи.
Если приобрету милость Твою, — а милость
эта будет для меня в спасении Твоем, — то
возымею дерзновение против тех, который
поносят меня и восстают на меня.
(42). И отвещаю поношающим ми слово, яко
уповах на словеса Твоя. Скажу, что не
заслуживает поношения, кто содержит
таковые догматы, над которыми издеваются
чуждые веры невежды. Докажу, что догматы
эти исполнены разумения и премудрости. Отвещаю
же слово, яко уповах на словеса Твоя.
(43). И не отъими от уст моих словесе
истинна до зела, — т. е. до последнего
издыхания. Яко на судьбы Твоя уповах.
Если будем жить не соответственно тому, что
признаем хорошим, — Бог отымет слово
истины от уст наших.
(44). И сохраню закон Твой выну. Буду,
говорит, хранителем закона Твоего, не по
временам только исполняя его, а по временам
и не исполняя; напротив. того, буду
преуспевать в нем и в настоящее и в будущее
время.
(46). И глаголах о свидениих Твоих пред
цари. Таков был Павел, таков Петр, таков
лик Апостолов и мучеников. Но как
приличествует это мученику, который за
Христа ведется пред владыки и цари (Мф.
10, 18), так приличествует и отверзающим уста
пред царственными святыми душами. Ибо
посрамления достоин, кто принял слово от
Бога, но не благовествует силою многою,
потому что жизнь согласная с Законом
производить дерзновение.
(47). И поучахся в заповедех Твоих, яже
возлюбих зело: (48) и воздвигох руце мои к
заповедем Твоим. Руками называет здесь
деятельные силы, потому что дело есть конец
поучения в заповедях. Ибо, по принятии
слова о заповедях, всего лучше воздвигать
руки к исполнению на деле требуемого в
заповедях, не с печалью или по принуждению,
но с добрым расположением, и потом часто о
них размышлять и беседовать.
(49). Помяни слово Твое рабу Твоему.
Какое же слово просит Бога помянуть,
кроме сего, чтобы всегда был с ними по
данному им обетованию (Мф. 28, 20), которое и
было для них утешением в гонениях?
(50). То мя утеши во смирении моем. Эта
самая надежда, порожденная во мне словом
Твоим, утешала и успокаивала меня столько,
что, если постигали меня какое-либо
бедствие, или опасность, или чаяние смерти,
тяжкая болезнь, или потеря имущества, или
гонение, или что-либо другое, по мнению
людей, тяжкое, — эта надежда на Тебя была
для меня утешением. Яко слово Твое живи мя.
Ничто иное не дает разумной душе сил жить
своею жизнью, как Божие слово. В какой мере
Божие слово возрастает в душе человеческой,
постигаемое и приемлемое ею, в такой же
мере возрастает и то, что составляет жизнь (а
именно, чтобы жить здесь добродетельно), и
что впоследствии дает жизнь вечную.
(51). Гордии законопреступоваху до зела:
от закона же Твоего не уклонихся. По
Закону проводил я жизнь, блюдя
владычественную силу души моей, чтобы не
утаивалось в сердце моем слово беззаконное.
Ибо, когда преступают они Закон до зела, я
даже и в малом не преступал закона Твоего.
(52). Помянух судьбы Твоя от века, Господи,
и утешихся. Ибо, содержа в памяти то, чем
от века и до века воздается каждому,
праведник утешается и пребывает
беспечален, говоря: недостойны страсти
нынешняго времене к хотящей славе явитися
в нас (Рим. 8, 18). Воспомянув суды, какие
творил Ты древле над притеснителями
израильтян, утешился я, зная, что и сам не
буду оставлен в гонениях, и что с людьми все
бывает по Божию суду.
(53). Печаль прият мя от грешник
оставляющих закон Твой, т. е. печаль о
грешниках, из которых одни грешат без
Закона, не изведав и начала законов, а
другие имеют Закон и преступают его. Аще
страждет едим уд, с ним страждут еси уди:
аще ли же славится един уд, с ним радуются
вси уди (1 Кор. 12, 26). Поэтому, надлежит нам
печалиться и о согрешающих братьях наших,
что они таковы, и питать в себе такие же
расположения, какие имел сей святый.
(54). Пета бяху мне оправдания Твоя на
месте пришествия моего. Местом пришелствия
называет настоящую жизнь, по сказанному:
зная, яко страннии и пришельцы суть на
земли (Евр. 11, 13). На сем-то месте
возвеселился я, сказуя оправдания Твои,
поскольку вместе и изучал, и исполнял их.
(59). Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе
мои во свидения Твоя. Поскольку всю мысль
свою устремил я на заповеди Твои, то и
вступил на путь свидений.
(60). Уготовихся и не смутихся. Зная
сказанное: чадо, аще приступавши работати
Господеви, уготови душу твою во искушение
(Сир. 2, 1), и всегда помышляя о сем, при
нашествии врагов не смущался я, как
научившийся встречать их мужественно.
(61). Ужя грешник обязашася мне. Какие
же это были ужя? Не лукавые ли помыслы,
которыми намеревались низринуть меня с
ликостояния по Богу?
(62). Полунощи востах исповедатися Тебе.
Не только день, но и ночь, даже самую
средину ночи, когда овладевает людьми
наиболее приятный сон, проводил я,
песнословя Тебя, и воспевал праведные
определения Твои. Так поступал и
божественный Апостол вместе с Силою, когда,
приняв на себя раны и бичевания, с
связанными ногами, растворил молитву с
песнопением, и пожал плод сего прекрасного
бдения; потому что изведал на себе
Божественную щедродательность (Деян. 16,
19–39).
(63). Причастник аз есмь всем боящимся
Тебе. Совершенный делается причастником
Христовым, по сказанному: причастницы
быхом Христу (Евр. 3, 14). А Псалмопевец, как
руководствуемый еще к совершенству,
говорит о себе, что он — причастник
боящихся Господа, однако же, не просто
боящихся, но по страху Божию сохраняющих
заповеди Божии. Хранение заповедей служить
доказательством страха Божия.
(64). Милости Твоея, Господи, исполнь
земля; оправданием Твоим научи мя.
Пророчески предрекает будущее, что вся
земля исполнена будет боящихся Господа. И
будет это не по иной нужде, но по Твоей
милости; ибо Сам милостиво сотворишь это,
Себя самого предав на то, чтобы Тебе быть
учителем людей.
(65). Благость сотворил еси с рабом Твоим,
Господи. Наставленному в Божественных
заповедях преподается учение — быть
небесчувственным к благодеяниям Божиим,
потому что не освободился бы он от греха и
не был бы сопричислен к рабам Господним,
если бы не была тому виною Божественная
некая благодать.
(67). Прежде даже не смиритимися, аз
прегреших. Будучи предан за прежние, мною
содеянные, грехи, доведен я до смирены,
претерпев это по праведному суду Божию.
Поэтому-то, подвергшись вразумлению, прошу
научить меня и привести в познание, что
смирение, до какого доведен, служит к
пользе моей и к вразумлению.
(68). Благ еси Ты, Господи. Праведник при
всем что ни встречается с ним, хотя бы то
было и горестно, говорит Богу: благ еси Ты.
Сему подобно сказанное в другом месте: благословлю
Господа на всякое время (Пс. 33, 2). И
благостию Твоею научи мя оправданием Твоим.
Просить, чтобы научил его благий Бог,
потому что благи оправдания Божии, соразмеряемые
с достоинством каждого. Почему, о них и
должно сказать: оправдались судьбы Твои,
Боже (Пс. 18, 10).
(69). Умножися на мя неправда гордых. До
того, говорит, простерли гордость, что
сердце в них стало таким, как сказано далее:
(70). Усырися яко млеко сердце их.
Предан будешь жестоким и тяжким искушения,
смиряющим в жизни и научающим умерщвлять и
порабощать тело, и ходить не широким и
пространным, но тесным и узким путем. Ибо
сердце святых утончено, а сердце гордых
утучнено.
(71). Благо мне, яко смирил мя еси. Как бы
так говорит: благодушествую в немощах, в
оскорблениях, в нуждах, в гонениях, в
теснотах, только бы явиться достойным
оправданий Твоих, ища того, чему иначе и
научиться невозможно.
(72). Благ мне закон уст Твоих паче тысящ
злата и сребра. Руководствуемому к
совершенству преподается учение о том,
какой чести сподобляется человек.
(73). Руце Твои сотвористе мя. А второе
достоинство в том, что человек способен
приять и вмещать в себе разумение Его. Вразуми
мя, и научуся заповедем Твоим.
Возблагодарив за создание, весьма
естественно благодарить и за дарованную
силу мышления, которою человек уразумевает
заповеди.
(74). Боящиися Тебе узрят Тя и
возвеселятся. Научает, что не он один
приимет это дарование, но что будет оно
простерто на всех боящихся Господа. Ибо
одним благочестивым приятен он,
ощутительно познаваемый и в слове и в
предначертаниях обладаемой им мудрости; а
для других тяжело и видеть его; потому что
жизнь его неподобна жизни других, и отличны
стези его. А потому и говорит: возвеселятся,
яко на словеса Твоя уповах.
(75). Разумех Господи, яко правда судьбы
Твоя. Этим научаемся, что Бог все творить
с нами по правде. Поэтому, необходимо нам не
малодушествовать при вразумлениях, а паче
припадать к Нему и хранением Закона искать
Его милости.
(76). Буди же милость Твоя, да утешит мя.
Милость Отчая — Сын, Который и утешил
сердца наши, подпадшие мучительству сатаны.
Или еще так: умоляю, да будет, по слову
Твоему, милость Твоя утешением и
ободрением мне рабу Твоему. Ибо многие,
приняв утешение, предаются обольщению,
будто бы приобрели его собственным
благоразумием. Чтобы и мне не впасть в
такое же заблуждение, да будет мне рабу
Твоему, по слову Твоему, милость Твоя.
(77). Да приидут мню щедроты Твоя, и жив
буду. Как обещал Ты утешение, так и
сотвори, ущедряя служителей Твоих.
(78). Да постыдятся гордии, яко неправедно
беззаконноваша на мя. Если сподоблюсь
Твоей помощи, то постыдятся враги истины, т. е.
лукавые демоны и люди. А я не превознесусь
тем, что они постыждены, но поглумлюся в
заповедех Твоих. (79).- Да обратят мя
боящиися Тебе. Да прииму наставление от
служителей Твоих. Оно же будет таково, что
возможет обращать души, потому что
обогащено страхом Твоим.
(80). Буди сердце мое непорочно. Так,
после всего этого, имея уже непорочное
сердце, сказал однако же: буди сердце мое
непорочно. Это подобно сказанному в
другом месте: сердце чисто созижди во мне,
Боже (Пс. 50, 12). Тогда только не постыжусь,
когда буду непорочно хранить Божии
заповеди.
(81). Исчезает во спасение Твое душа моя, и
на слово Твое уповах. Пророк учит нас
вожделевать слова и исполняться любовью ко
спасению Божию. И какое же иное спасение,
кроме пришествия Господня? На слово Твое
уповах, разумей — на обетование Твое. Словом
же называется и богодухновенное Писание.
Поэтому, исчезает не только тот, кто
ожидает исполненения Божественного
обетования и чает окончания облежащих зол,
но и тот, кто читает Божественные словеса, и
желая в точности изучить смысл их,
отыскание смысла признает для себя
утешением и отрадою.
(82). Исчезоша очи мои в Слово Твое.
Разумеет Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Его,
по слову Апостола, Ходатая имамы ко
Отцу: и Той есть очищение о гресех наших (1
Иоан. 2, 1. 2). Глаголюще: когда утешиши мя?
Ибо когда приидет ко мне Слово, тогда
утешусь.
(83). Зане бых яко мех на слане.
Праведные еще в жизни от злостраданий
делаются мертвецами, почему, уподобляются
более мехам, нежели людям, охладев, как
отвердевший иней, потому что избрали для
себя горячность и деятельность. Делается мехом
на слане, кто истнивает плоть свою, не
оставляет в ней ничего воспламененного и
похотного, но как бы оледеняет ее.
(84). Колико есть дней раба Твоего? Малы
дни человеческие на земле; поэтому молится,
чтобы в продолжение их скорее сокрушен был
сатана под ногами его, и чтобы ему самому
покорить душу снисшедшему в нее
Божественному Слову.
(85). Поведаша мне законопреступницы
глумления. Разумеет или 6a6иu басни — учения
иудейские, или заповеди человеческие и
суесловия мудрецов века сего.
(86). Вся заповеди Твоя истина: неправедно
погнаша мя, помози ми. Зная, что на
Божественном суде вознагражден будет за
претерпленные им неправды, поспешает
увидеть то время.
(87). Вмале не скончаша мене на земли.
Едва не .лишился я жизни от их гонений.
(88). По милости Твоей живи мя, и сохраню
свидения уст Твоих. Уста Божии — пророки,
послужившие свидениям, заповедям и
оправданиям Божиим.
(89). Во век, Господи, Слово Твое пребывает
на небеси. Преспевая более и более,
касается высших догматов, упоминает о
вечном Слове Отчем, и едва не говорит: в
начале бе Слово (Ин. 1, 1); рассуждая же об
устроении вселенной, всю тварь ясно
называет служебною Ему.
(90). В род и род истина Твоя. Два суть
рода приявших истину Божию: иудейский
народ, имеющий у себя Закон и пророков, и
Церковь. Поэтому, истина Божия не в роды, но
в род первый и в род второй. Прочее же
народы пребывают в заблуждении. Но когда
род первый отринул истину, и сказал: возми,
возми от земли такового (Деян. 22, 22); тогда
истина от рода первого перешла к роду
второму. Основал еси землю, и пребывает. Сею
же истиною основана земля. Ибо на сем
краеугольном Камне, положенном в основание,
назидаются все, спасаемые на земле. Поэтому
и пребывает земля, имея несокрушимую опору
и надежное основание. Сия-то истина,
просветив землю, сотворила день, когда
воссиял на ней Бог.
(91). Учинением Твоим пребывает день: яко
всяческая работна Тебе. Не день
изменяемый и имеющий конец, как то светение
ветхозаветного Писания, потому что оно
дано было до времени исправления. Все же
это подчинено Богу: ибо Ему служебно все,
как Творцу и Промыслителю.
(92). Яко аще бы не закон Твой поучение мое
был, тогда убо погибл бых во смирении моем.
От приражения лукавых помыслов и нападения
на меня сопротивных сил погиб бы я, если бы
Закон Твой не стал для меня опорою.
(93). Во век не забуду оправданий Твоих,
яко в них оживил мя еси. На Твои, говорит,
буду взирать законы; потому что в них
обрету жизнь, как и сказал Ты мне, что сотворивый
та человек жив будет в них (Лев. 18, 5).
Поэтому, жив один праведник, хотя по
видимому и умирает он; а неправедные мертвы,
хотя по видимости и живы; потому что первые
в самих себе имеют основу жизни — правду; а
последние, не имея таковой, подобны
неодушевленным вещам, которые не сами
собою, но отвне приводятся в движение.
(94). Твой есмь аз, спаси мя.
Подразумевается: Твой я раб, Твой я по
благодати сын, Твой я служитель.
(95). Мене ждаша грешницы погубити мя:
свидения Твоя разумех. Надлежало бы
сказать: внял я разумом, и помышлением о
Тебе привел в недействительность их
злоумышления.
(96). Всякия кончины видех конец: широка
заповедь Твоя зело. Кончиною
называет козни демонов. Видел я, что концом
их было ничто, потому что широка для меня
соделалась заповедь. Это — слова со всяким
преспеянием восшедшего на самый верх
добродетели, достигшего совершенного
блага, многому положившего и начало и конец.
Ибо окончание первого усовершения служить
началом последующему, по сказанному: егда
скончает человек, тогда начинает (Сирах.
18, 6).
(97). Коль возлюбих закон Твой, Господи?
весь день поученее мое есть. Кто и
говорит и делает все по Закону, тот
поучается Закону Божию. В первом же псалме
Давид для желающего стать блаженным ко дню
присовокупил на поучение и ночь. Ибо
сказали мы, что здесь жизнь человеческая
составляет какое-то смешение: поэтому, есть
теперь у нас и день и ночь. Но для тех,
которые соделались святыми, не наступить
уже ночь. Поэтому, у преуспевающего — день,
когда живет он по Закону, и ночь, когда не
поучается всем сердцем своим...
(101). От всякого пути лукава возбраних
ногам моим. Это и значить хранить
Божественный Закон — исполнять его самым
делом.
(102). От судеб Твоих не уклонихся.
Непрестанно содержал в памяти
Божественное судилище.
(103). Коль сладка гортани моему словеса
Твоя. Сладки они, потому что в них
заключено разумное наслаждение, сладки паче
меда, потому что медом означается у людей
все приятное.
(105). Светильник ногама моима Закон Твой. Ибо,
кто ходит при свете Божественного Закона,
тот прямо и непреткновенно совершает путь
жизни.
(107). Смирихся до зела, или по причине
нападения мысленных врагов, или по причине
суровой жизни, избранной по собственному
произволению. (113). Законопреступныя
возненавидех, закон же Твой возлюбих.
Разумеет мудрых века и ересеначальников.
(115). Уклонитеся от мене лукавнующии.
Разумеет или лукавые помыслы, или
указанных выше учителей.
(117). Помози ми, и спасуся. Хотя и сказал:
(114) Помощник мой и заступник мой еси Ты, но
имеет нужду и в непрестанной помощи. Ибо,
пока мы здесь, не можем еще сказать
совершенно: спасуся. Но когда будем
жить с Ангелами Божиими, тогда и поучение
оправданиям будет лицом к лицу, не тенью
одной ограничивающимся, но касающимся
самой истины.
(118). Уничижил еси вся отступающия от
оправданий Твоих. Такой конец ожидает
отметающих Закон Божий.
(119). Преступающыя непшевах вся грешныя
земли: сего ради возлюбих свидения Твоя.
Разгадал я, что намереваются они попрать
Божественный Закон.
(120). Пригвозди страху Твоему плоти моя.
Сказано: пригвозди, вместо: утверди.
Итак утверди, говорит, в чистоте плоти моя.
Ибо в таком только случай могу сказать: Христови
сраспяхся (Гал. 2, 19). От судеб бо Твоих
убояхся, то есть, убоялся Божественного
Закона. Ибо не иначе совершает кто-либо
грех, как поставив себя прежде вне страха
Божия.
(123). Очи мои исчезосте во сnaceниe Твое, то
есть, в Божественное пришествие, от
которого надеялся я спасены и себе и всему
человеческому роду. Ив слово правды Твоея.
Хотя иные, живя беззаконно и не имея пред
очами страха Твоего, отринули Закон Твой,
но я во всякое время его только исполнял,
непрестанно поучаясь в нем. (125). Раб Твой
есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя.
Кто нимало не работает греху, тот пусть
говорит: раб Твой есмь аз. В награду же
за рабство это просить разума, даруемого
Богом и у Него как бы хранящегося в
сокровищнице; потому что дух премудрости
и разума (Ис. 11, 2), и прочие блага суть
Божия дарования. В отличие же от иного
разума в Притчах сказано: разум благ, дает
благодать (Прит. 13, 16). Ибо, если бы всякий
разум был благ; то не было бы
присовокуплено слова: благ.
(126). Время сотворити Господеви: разориша
закон Твой. Я творил суд и правду; будет
же некогда время и Тебе, Боже, сотворить суд
и правду над разорившими Закон Твой.
(127). Сего ради возлюбих заповеди Твоя
паче злата и топазия. Это согласно с
сказанным: (72) благ мне закон уст Твоих
паче тысящ злата и сребра, и еще: npиuмите
наказание, а не сребро, и разум паче злата
искушенна. Лучше бо премудрость каменей
многоценных, всякое же честное не достойно
ея есть (Прит. 8, 10–11).
(128). Сего ради ко всем заповедем Твоим
направляхся. Чего же именно ради? Не того
ли, чтобы непрестанно поучаться в Законе?
(130). И вразумляет младенцы. Под младенцами
разумей пребывающих в неведении и
уподобляющихся младенцам. Ибо таковых,
осияваемых светом Твоим, слово Твое
исполняет разумения.
(131). Уста моя отверзох, и привлекох дух. Словеса
Божии требуют, чтоб отверст был ум. Поэтому-то
и Спаситель отверзе ум ученикам разумети
Писания (Лк. 24, 25). И разумение, сообщаемое
словесами Божиими, препятствует
обольщаться удовольствием или славою.
(132). Призри на мя и помилуй мя, и проч.
Как определил Ты призирать на любящих имя
Твое и сподобить их великого Твоего
посещения, так сподоби и меня такого же
посещения, той же милости.
(133). Стопы моя направи по словеса Твоему.
По слову Своему направляет Бог стопы
идущего от порока и неведения к
добродетели и ведению. Ибо таковых
руководствует правое слово. Кто не творить
греха, тот не раб греха.
(134). Избави мя от клеветы человеческия.
Клеветою человеческою называет учение
еретиков и мудрых века сего. В смысле
прямом это было с Иосифом и Сусанною. В
смысле же переносном клеветою
человеческою называет клевету лукавых сил,
от которой избавить может один Бог.
(135). Лице Твое просвети на раба Твоего.
Желает видеть пришествие Господне; потому
что Господь есть образ Отца. И научи мя
оправданием Твоим. Разумеет Новый Завет,
которым Бог и Отец оправдал сущих на земле.
(136). Исходища водная изведосте очи мои.
Много пролил я слез, оплакивая
преступающих Закон Твой.
(137). Праведен еси, Господи, и прав суд
Твой. Показывает причину, по которой
оплакивал преступающих Закон Божий, именно
же ту, что на Божественном судилище
преступающим Закон угрожает наказание, о
котором засвидетельствовано еще и здесь.
(138). Заповедал еси правду свидения Твоя...
После сих свидетелей — неба и земли и иных
еще свидетелей, заповедал еси свидения,
как сущую правду и самую очевидную истину.
Даже не ослабил свидетельства их; то есть,
весьма прямые правила судов Твоих
показывают Твою правду. Поэтому, свидения
Твои суть Божественные Писания: они —
правда по нравственным заповедям и истина
по смыслу заключенному в словах.
(139). Истаяла мя есть ревность Твоя: яко
забыша словеса Твоя врази мои. В какую
ревность приходил я, как скоро видел кого-либо,
забывщего словеса Твои! И не просто
приходил в ревность, но истаявал от
ревнования по Тебе, если видел забывающих
словеса Твои. Об этой ревности, от лица
Господня выраженной во псалме, помянута
ученицы, яко ревность дому Твоего снеде мя (Пс.
68, 10. Иоан. 2, 17).
(140). Разжжено слово Твое зело. Слово
Божие разжжено зело, и изумительно, и выше
всякого испытания; и если кто имеет это
разжженное слово, то он востязует убо вся,
а сам ни от единого востязуется (1 Кор. 2,
15).
(141). Юнейший аз есмь и уничижен. Юнейший, кто
изучает начатки Божественных словес; уничижен
же, потому что смиряет сам себя.
(142). Правда Твоя правда во век. Ибо
правда у людей на малое время присуждается
тем, кто судит праведно; правда же Божия
дает вечное определение.
(143). Скорби и нужди обретоша мя. И в
напастях, говорит, без нерадения поучался я
в Законе Твоем.
(144). Правда свидения Твоя в век. Какие
дал Ты мне свидения, они, как не на малое
время полезныя, суть правда во век, потому
что оправдывают приступающего к ним с
полным расположением. Вразуми мя, и живи
мя. Ибо за правду, какую соблюдаем в
продолжение настоящего века, воздается не
в течение кратких дней наших, но в век. Я
буду жив, говорит пророк, если вразумишь
меня; потому что в ту блаженную жизнь не
входить неразумный. Поэтому, надобно
просить разума у Дающего оный всем,
просящим Его от всей души. (145). Воззвах
всем сердцем моим. Сперва: воззвах всем
сердцем моим, услыши мя Господи: оправдания
Твоя взыщу. А потом: (146) воззвах Ти спаси
мя; ибо вещавшее во владычественной силе
души было не иное что, как Бог. Поэтому,
велегласно призвав Тебя, велегласно даю
обет хранить Твои cвидения.
(147). Предварих в безгодии, и воззвах.
Безгодием называет тьму или смутность
обстоятельств. Говорит же следующее:
беззаконные делают все , в беспорядке, а я
во многом сообразовался с Законом Твоим.
(150). Приближишася гонящии мя
беззаконием. Нападающие на меня преданы,
говорит, беззаконию. Ибо не гонит
праведного, кто не намерен погрязнуть в
беззаконии.
(151). Близ еси Ты, Господи. В другом
месте Бог говорит: Бог приближаяйся Аз
есмь, а не .Бог издалеча, глаголет Господь
(Иер. 23, 23); потому что сила Божия повсюду,
как зиждительная и промыслительная.
(154). Суди суд мой, и избави мя: словесе
ради Твоего живи мя. Словом называет
обетование; ибо обетовал прийти и спасти
нас.
(155). Далече от грешник спасение, которым
не воспользовались князи века сего. Яко
оправданий Твоих не взыскаша. Причиною
гонений на праведного было то, что далеко
отступили они от Божественного Закона.
(156). Щедроты Твоя многи, Господи.
Известно мне стало засвидетельствованное
Тобою, что данные нам заповеди тверды и
неподвижны; ибо это выражает и в
предшествовавшем стихе: (152) исперва
познах от свидений Твоих.
(158). Видех неразумевающыя и истаях.
Если видел я кого не разумевающего, то,
сожалея о нем, истаивал из ревности по
богочестию.
(159). Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих,
Господи. Увидишь во мне примеры добрых
дел. Ибо не просто соблюдал я заповеди, но
возлюбил их, хотя ничто не принуждало меня
к исполнению их. Но тем не менее имею нужду
в Твоей милости, которая бы оживляла меня.
(160). Начало словес Твоих истина. Это
первая из Твоих заповедей — во всем
истинствовать: и в деле, и в слове, и в
помышлении.
(161). Князи погнаша мя туне. Притесняли
меня, говорит пророк, бывшие по временам
князи, как враги истины. Но не убоялся я
притеснений их, убоявшись слова Твоего. И
какое же это слово, как не следующее: не
убойтеся от убивающих тело, души же не
могущих убити: убойтеся же паче могущего и
душу и тело погубити в геенне, (Мф. 10, 28)?
(162). Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко
обретаяй корысть многу. Не из страха
только оказывал я повиновение
Божественным словесам, но и с великою
радостью, какая бывает о приобретенном
богатстве. А слово соблюдается тверже,
когда делается это с радостью. Напомнив же
о преследующих врагах, кстати упомянул и о
корыстях. Если бы истребил я всех врагов, и
от всех собрал корысти, говорит
Псалмопевец, то не думал бы о сем столько,
как высоко думаю о словесах Твоих. Какие же
это словеса, как не те, о которых говорит
Павел, рассуждая об иудеях: нам первее
вверена быша словеса Божия (Рим. 3, 2).
(163). Неправду возненавидех... Не
отвращался я подобно им от мертвеца, и не
гнушался им, взяв корысти; потому что
гнушаться полезно одною неправдою. Поэтому
уразумев, как должно, Закон Твой, возлюбил я
его, нимало не наклоняя его к чему либо
земному; потому что, совоскреснув со
Христом вышних ищем, а не земного (Кол. 3, 1).
(164). Седмерицею днем хвалих Тя. Целую
жизнь свою просвещаемый праведник будет в
совершенном дне, не прерываемом ночью. И
став премирным, седмерицею хвалит Бога за
то, что из мира, созданного в шесть дней,
переселен в мир горний. Как поставленный в
раю Божием, изучивший законы творения и
промышления Божия, исповедуется о судьбах
правды Божией, о тех судьбах, по которым
Бог создал разнообразные твари и
промышляет о каждой. Разумеет же, что не
престает он хвалить, и говорит: всегда
памятую суды Твои, по которым справедливо
отринул Ты предвосхитивших чуждое князей и
избавил обиженных.
(169). Да приближится моление мое... (170) Да
внидет прошение мое пред Тя, Господи.
Видишь, какой строгий порядок в
Божественных словесах. Сперва сказано: да
приближится, а потом (что важнее): да
внидет прошение мое; потому что прежде,
нежели войдешь, надобно приблизиться.
Приблизившись к дому, если кто друг
домувладыке, входит в него. Названное ранее
молением (dehsiV) называет
теперь прошением (достоинством — axiwma)
от слова axioun. Разве не
существуют достоинства в душе точно так же,
как существуют преимущественные
достоинства в мире? Есть достоинство —
быть Апостолом Христа; есть достоинства и
чины Церковные. Достоинство же души —
иметь добродетели, или одну из них. Имеющий
таковое достоинство и говорит
приведенные слова.
(171). Да отрыгнут устне мои пение.
Отрыгивание, большею частью, бывает у
пресыщенных. Так, Божественному слову
известна духовная пища. Так, само Слово
именует себя хлебом: Аз есмь хлеб
животный, Иже сшедый с небесе (Ин. 6, 51). И
еще говорит: ядый Мою плоть, имать живот
в себе (54). Когда едим хлеб сей, отрыгаем
песнопение. Сего-то отрыгивания желаю я
себе, а это невозможно, если не научиши мя
оправданием.
(172). Да провещает язык мой словеса Твоя. Молится,
чтобы, если скажет что, было это Божиим
словом, по сказанному: отверзай уста твоя
слову Божию (Прит. 31, 8). А таковой не
произносит слова праздного. Почему,
говорит Павел: еже бо: не y6иeшu, не прелюбы
сотвориши, не украдеши, и аще кая ина
заповедь, в сем словеси совершается, во еже:
возлюбиши искреннего твоего якоже сам себе
(Рим. 13, 9). Ибо вот правда — возлюбиши
искреннего твоего.
(173). Да будет рука Твоя еже спасти мя. Выражает
этим не бытие ее по сущности, но отношение к
спасаемым. Таково и следующее выражениe: буди
ми в Бога защитителя (Пс. 30, 3).
(174). Возжелах спасение Твое, Господи.
Если хочешь войти в смысл сего слова: то спасение
Твое — Христос; потому что Иисус
толкуется: спасение Божие. Он послан к нам.
Наше дело желать спасения Божия; потому что
многие желают плотского. Божие же дело —
чтобы нам спастись о Нем, упокоиться,
наследовать в Нем святое. Ибо Божие
спасение есть вечная жизнь. Божие же
спасение толкуется и Иисус, посланный для
спасения нашего. Кто хочет шествовать к
тому, чтобы вожделевать Его, тот будет
поучаться в Законе.
(175). Жива будет душа моя, и восхвалит Тя. Говорит
о будущей жизни. Ибо живот наш сокровен
есть со Христом в Бот (Кол. 3, 3). Тогда буду
восхвалять в собственном смысле слова сего,
тогда помогут мне суды Твои,
соделавшиеся славными, и именно, суд
праведному без истязаний, и суд, для кого
это нужно, по истязаниях.
(176). Заблудих яко овча погибшее.
Сказав, в чем преуспел он, снова говорит о
себе, что он овча заблудшее, соблюдая свое
смиренномудрие, по сказанному Господом: егда
сотворите вся, глаголите: раби неключими
есмы (Лк. 17, 10).
|