139
В конец, псалом Давиду.
(1). Изми мя Господи от человека лукава.
По причине обиды, нанесенной демонами
человеческой природе, вопиет к Богу, чтобы
сотворил отмщение, и обиду эту обратил на
главу обидевших. Но можно разуметь, что это
сказано и о врагах чувственных.
(2). Иже помыслиша неправду в сердца, весь
день ополчаху брани. Ибо не только
предавались лукавым помыслам, но к
помыслам присовокупили и дела. А вместо: весь
день — Симмах переводит: на всякий день.
(6). При стези соблазны положиша ми. Все
это делали, чтобы остановить в шествии по
Богу; опутывали ноги его сетями, чтобы
низложить утвердившегося в Боге.
(9). Не предаждь мене Господи от желания
моего грешнику. Желаю, Господи,
вожделевать спасения: поэтому, не оставь
меня и не попусти, чтобы, уклонившись от
сего желания, предан я был грешнику, т. е.
диаволу. Помыслиша на мя, не остави мене,
да не когда вознесутся. Молит Бога укрыть
его под кровом крил Своих и под державною
рукою Своею, из которой никто не может
исхитит, и молит о сем для того, чтобы враги
не подумали о себе высоко, как поступают
они в других случаях.
(10). Глава окружения их. На них да
приидет, что умышляли они. Ибо это значить
выражение: глава окружения их. Глава
грешников — помысл и чувство. Поэтому, того
умышления их против меня, каким окружили
меня, и начало и глава, а равно и вся тяжесть
трудов, какие прилагали они, против меня
действуя, да приидут на них — достойных
того, чтобы предать их огню.
(11). Падут на них углия огненная. Как бы
огнем каким истребишь их гневом. Низложиши
я в страстех: и не постоят. Впадут в
бедствие, и не переживут их. Это и
исполняется над Саулом в войне с
иноплеменниками. Ибо, прободенный там
мечем, приемлет конец жизни.
(12). Муж язычен не исправится на земли. Вечный
огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни не
исправится до конца жизни муж язычен;
потому что один сварливый и злоречивый
человек, даже и в земных своих предприятиях,
не может управить собою, и все портит своею
сварливостью. Как же таковым грехолюбивым
людям исправиться на пути добродетели? Мужа
неправедна злая уловят во истление;
потому что, как застаревшаяся какая
болезнь, пожирает его внедрившийся в него
порок, что и составляет для него
соразмернее с делами его наказание. Ибо,
когда порок растлевает преданную ему душу,
— это бывает не легче всякого другого
наказания.
|