|
Послание святаго Афанасия,
архиепископа Александрийскаго, к Руфиниану
Сыну и вожделеннейшему сослужителю, господину
Руфиниану, Афанасий о Господе радоватися.
Ты пишешь к отцу, как прилично сыну возлюбленному.
Приближившагося убо чрез писание, объял я тебя, вожделеннейший мне паче
всех, Руфиниане. Мог бы и я тебе, яко сыну, писати к тебе и в начале и в
середине и под конец, но удержался, да не по письмам познается общение и
свидетельство. Ибо ты мое послание, по реченному в Писании (2Кор.3,2),
знаемое и читаемое в сердце. Тако будучи расположен (верь мне, ей,
верь), приглашаю, и убеждаю тебя писати. Ибо делая сие, не мало, но
много меня утешаешь. Поелику же благолюбиво и церковно (как и прилично
твоему благочестию) вопрошал ты о увлеченных нуждою, но не развращенных
зловерием, и желал, чтобы я написал к тебе, что положено о них на
соборах и повсюду: то ведай, господине мой вожделеннейший, яко в начале,
по прекращении бывшаго насилия [под именем бывшаго насилия святый
Афанасий разумеет бывшее угнетение православных от ариан], был собор
епископов, сошедшихся от внешних стран; был такожде и у сослужителей,
обитающих в Элладе, равным образом и у находящихся в Испании и в Галлии:
и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим
предстателями нечестия [под именем нечестия здесь разумеется арианство;
под именем падших те, которые отступили к общению с арианами; а под
именем предстателей нечестия, те, которые совратясь в арианство, и
других привлекали к оному], являти снисхождение кающимся, но не давати
им места в клире: а не бывшим самовластными делателями нечестия, но
увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире,
наипаче, когда они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено,
повидимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не
совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими,
не разстроили церквей, почли за лучшнее уступити насилию, и понести
бремя, нежели погубити народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению,
говорили достойное приятия: ибо в извинении себя представляли и Аарона,
Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа,
но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не
остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в
пустыне, он может престати от нечестия, но вошедши во Египет усилит и
возрастит в себе нечестие. По сей причине разрешено допускати таковых в
клир, так как прельщенным и насилие претерпевшим дается прощение. Сие
объявляю и твоему благоговению, и уповаю, яко и твое благочестие примет
постановленное, и не осудит снисхождения согласившихся тако. Удостой же
прочитати сие и пред священством, и пред народом тебе подчиненным, дабы
и они, зная сие, не сетовали, когда ты тако расположен к таковым. Ибо не
было бы прилично мне писати тогда, как твое благоговение может и наше к
ним благорасположение возвестити им, и все недостающее восполнити.
Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением.
Кающиеся же, явно да предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево
зловерие. Ибо сии богохульно именуя Слово Божие тварью, обнаружили себя
защитниками Ариевой ереси: да исповедают же веру, в Никеи от отцев
исповеданную, и , яко никакого инаго собора не предпочитают сему собору.
Приветствуй сущее с тобою братство, а сущее с нами о Господе
приветствует тебя.
|
|