Некоторый инок, по неисповедимым судьбам Божиим, вступил в
поприще искушений. В день вступления его в это поприще, на
литургии, читали 62 зачало 1-го соборного послания Петрова:
Возлюблении, не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам
бываемому и проч.
[1]. Особенно поразили инока слова, возглашенные Апостолом:
Время начати суд от дому Божия. Иноку показалось, что эти
слова провозглашены именно для него. При наружном действии
человеков и бесов, которые суть лишь слепые орудия Божественного
промысла, совершается таинственный, высший суд — суд Божий
[2]. Если следствием этого суда есть наказание: то оно есть
следствие правосудия. Если ж следствием правосудия есть
наказание: то оно есть обличение виновности; обличение — от
Бога. Напрасно же считаю себя праведным, несправедливо
наказываемым, усиливаюсь хитрыми оправданиями, которые сам в
совести моей признаю ложью, извинить себя, обвинить людей.
Самозванец-праведник! обрати взоры ума на грехи твои, неведомые
человекам, ведомые Богу: и сознаешься, что суды Божии праведны,
а твое оправдание — бесстыдное лукавство. С благоговейной
покорностью воздай славословие суду Божию, и оправдай орудия,
избранные Богом для твоего наказания. Мир Христов низойдет в
твое сердце. Этим миром примиришься с твоими скорбями, — с
самоотвержением предашь воле Божией себя и все. Одно, одно
попечение останется в тебе: попечение о точнейшем,
действительном покаянии, разрушающем вражду между человеком и
Богом, усвояющем человека Богу. Основание покаяния — сознание,
полное сознание своей греховности.
[1] 1 Петр. IV, 12.
[2] Иов. гл. 1 и 2-я. Преподобного Макария Великого. Слово
4-е, гл. 7.