Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных
самомнением, которые, пренебрегая истиною Церкви и
Божественным откровением, утверждают, что истина может
вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя
сама собою; каким-то неопределенным и неясным действием.
Это — учение лжи и ее наперсников
[1].
Признаки учения лжи: темнота, неопределительность,
мнение
[2] и следующее за ним, рождаемое им мечтательное,
кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким
действием тщеславия и сладострастия.
Падшее человечество приступает к святой истине верою;
другого пути к ней нет. Вера от слуха, слух же
глаголом Божиим
[3], научает нас Апостол.
Слово Божие — истина
[4]; заповеди евангельские — истина
[5]; всякий человек — ложь
[6]. Все это засвидетельствовано Божественным
Писанием. Как же из того, кто — ложь, думаешь услышать
голос святой истины?
Хочешь ли услышать его, — услышать духовный голос
святой истины? — Научись читать Евангелие: от него
услышишь истину в нем увидишь истину. Истина откроет
тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения,
которыми невидимо связана душа всякого человека, не
обновленного Святым Духом.
Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в
самом падении своем, что ты должен искать истины вне
себя, что вход для нее в твою душу — чрез слух и другие
телесные чувства! Но это — неоспоримая правда,
обличающая, как глубоко наше ниспадение. Так глубоко,
так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из
гибельной пропасти, Бог-Слово принял на себя
человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи
соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова
и Духа Истины освободились от греховного рабства, и
научились всякой истине
[7].
Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтоб
Святая Истина подверглась нашим телесным чувствам; нужны
были не только звуки слова, но и исцеления недужных,
ощутительные знамения на водах, древах, хлебах, чтоб мы,
убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь
усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные!
Аще знамений и чудес не видите, не имате веровати
[8], упрекал Господь людей чувственных, просивших у
Него исцеления телу, и не подозревавших даже, что души
их находятся в несравненно ужаснейшем недуге, и потому
нуждаются несравненно более в исцелении и небесном
Враче, нежели тела.
И человек сознался пред Господом, что знамения,
зримые телесными очами, привели его к вере, привели к
зрению умом. Вем, говорил он Господу, яко от
Бога пришел еси учитель: никто же бо может знамений сих
творити, аще не будет Бог с ним
[9]. А человек этот имел ученость земную.
Многие очами видели Спасителя, видели Его
Божественную власть над всею тварью в творимых Им
чудесах; многие ушами своими слышали Его святое учение,
слышали самих бесов, свидетельствующих о Нем; но не
познали Его, возненавидели Его, посягнули на ужаснейшее
злодеяние — на богоубийство. Так глубоко, так страшно
наше падение, наше омрачение.
Кажется: достаточно прочитать одну главу Евангелия,
чтоб познать говорящего в нем Бога. Глаголы живота
вечного имаши, Господь и Бог наш, явившийся нам в
смиренном виде человека, и мы веровахом, и познахом,
яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго
[10].
Вещает Само — истина: Аще вы пребудете в словеси
Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину,
и истина свободит вы
[11]. Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе
неподдельная, святая истина.
Может вещать истина и внутри человека. Но когда это?
Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется
силою свыше
[12]: егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на
всяку истину
[13].
Если же прежде явственного пришествия Святого Духа —
удела святых Божиих — кто возмнит слышать внутри себя
вещающую истину, тот льстит только своей гордости,
обманывает себя; он. скорее слышит голос того, кто
говорил в раю: будете яко бози
[14]. И этот-то голос кажется ему голосом истины!
Познавать истину из Евангелия и святых Отцов,
посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и
святых Отцах Святому Духу — великое счастье.
Высшего счастья, — счастья слышать истину от самого
Пресвятого Духа я не достоин! я не способен к нему! не
способен выдержать его, сохранить его: сосуд мой не
готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было
влито в него, расторгло бы его, и само пролилось
[15], а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь
мою, долготерпит о мне
[16], и не представляет мне в снедь сильного
духовного брашна
[17].
Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом
свой, а просил, чтоб пришло в этот дом всемогущее слово
Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось
знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил
веру и смирение сотника
[18].
Говорили сыны Израиля святому вождю своему и
законодателю, говорили из правильного понятия о величии
Божества, из понятия, от которого рождается в человеке
сознание и познание ничтожества человеческого:
Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не
умрем
[19]. Смиренные и спасительные слова эти свойственны
каждому истинному христианину: предохраняется христианин
таким сердечным залогом от душевной смерти, которою
поражает самообольщенных гордость и дерзость их. В
противоположность истинному христианину, этому духовному
израильтянину, вопиет в исступлении самообольщенный:
"Сыны Израиля говорили некогда Моисею: говори ты к нам,
и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, чтоб
нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Да не
говорит мне Моисей, или другой кто из пророков: говори
Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение всем пророкам. Ты
один без них, можешь совершенно научить меня"
[20].
Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь
в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным,
мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого,
Пресвятого Господа, думает иметь Его в себе и с Ним
беседовать, как с другом
[21].
Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть
над всеми окрестными Его
[22], говорит Писание; Он страшен для самых высших
небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его
престола, в исступлении и ужасе от величия Божия
произносят неумолкающее славословие, огненными крылами
закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия
[23]. Человек! благоговейно прикройся смирением.
Довольно, довольно, если Слово Божие, истина взойдет
в дом души при посредстве слышания, или чтения, и
исцелит отрока, то есть, тебя, находящегося еще в
младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по
возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами.
Нет другого доступа к Истине! Како уверуют,
говорит Апостол, его-же не услышаша? како же услышат
без проповедующаго? Вера от слуха, слух же глаголом
Божиим
[24]. Замолкли живые органы Святого Духа:
проповедует истину — изреченное Святым Духом — Писание.
Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета
дружеского, совета спасительного. Ты хочешь познать
основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению
вечному? — Изучай святую истину в Священном Писании,
преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых
Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота
жизни: потому что только чистые сердцем могут зреть
Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и
угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины,
причастником неразлучного с Нею, преподаемого Ею,
Святого Духа. Аминь.
[1] Фомы Кемпийского "О Подражании Иисусу Христу",
книга I, гл. 3, кв. III, гл. 2.
[2] Выше сказано, что так назван святыми Отцами
известный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это
название.
[3] Рим. X, 17.
[4] Иоанн. XVII, 17.
[5] Пс. CXVIII, 86.
[6] Пс. CXV, 2.
[7] Иоанн. VIII, 31; слич. Иоанн. XVI, 13.
[8] Иоанн. IV, 48.
[9] Иоанн. III, 2.
[10] Иоанн. VI, 68, 69.
[11] Иоанн. VIII, 31, 32.
[12] Лук. XXIV, 49.
[13] Иоанн. XVI, 13.
[14] Быт. III, 5.
[15] Матф. IX, 17.
[16] Лук. XVIII, 7.
[17] Кор. III, 2.
[18] Матф. VIII, зач. 25.
[19] Исход. XX, 19.
[20] Подражание, кн. III, гл. 2.
[21] Подражание, кн. III, гл. 1.
[22] Пс. ХХХVIII, 8.
[23] Исаии, VI.
[24] Рим. X, 14, 17