Врата: это врата души, посредством которых входят в нее
различные помышления и впечатления.
Ваши: одни эти врата собственно принадлежат человеку.
Судите: судия, сидящий во вратах и производящий суд — ум
наш
[1]: он чинит разбор, или рассматривание помышлений и
впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в
храм души тех, которые должны в нем быть, и не впускать тех,
которые не должны быть.
Истину и суд мирен судите во вратех ваших: ум, судия,
сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений
и впечатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное
впечатление, то есть, истекающая от Господа, Который Един —
Истина, приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, по
этому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам
Своим мир, или (что — то же) смирение, чтоб не смущалось сердце
их никаким земным бедствием. Напротив того “помыслы,
происходящие от демонов, говорит Великий Варсонофий, прежде
всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя
скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть,
внушают мысли, по-видимому правые, внутренне же суть волци
хищницы
[2], то есть, восхищают и прельщают сердца незлобивых
[3] тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно.
Писание говорит о змие что он мудрейший: почему непрестанно
наблюдай главу его
[4], чтобы он не нашел у тебя норы, и, поселившись в ней, не
произвел опустошения
[5]. Глава змея — начало его помысла или мечтания.
Клятвы лживые не любите. Диавольский помысл, приходя ко
вратам души, старается принять вид праведности, приносит уму,
этому судии, сидящему и судящему во вратах, бесчисленные
оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений,
этой клятвы лживой Пророк не велит любить. Не только не должно
принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно
беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном
появлении греховного помысла, прибегать молитвою к Господу Богу,
чтоб Он отгнал врага от врат душевных
[6]. Аминь.
[1] По обычаю древних, цари и прочие начальники производили
суд лично, и для такового суда избирали место при вратах города.
Пример этого можно видеть в житии святого великомученика
Георгия. Четьи-Минеи 23 апреля.
[2] Матф. VII, 15.
[3] Рим. XVI. 18.
[4] Быт. III, 1 15.
[5] Варсонофий Великий. Ответ 59.
[6] Святой Исаак Сирский. Слово 30.