Сажусь под священную сень древа крестного, начинаю песнь хвалы, песнь
благодарения Создателю моему и Спасителю.
Не от палящих лучей солнца чувственного убегаю под сень креста:
убегаю от зноя грехов, от зноя соблазнов. Увы! мир преисполнен
соблазнами лютыми.
Прохладно, отрадно под сению креста святого! из-под корней его бьет
ключ воды живой: учение Христово.
Не слышен голос песни моей суетному миру. Мой ум и сердце поют
таинственно. Да услышит их Спаситель мой.
Ходил никогда в воздухе пред сонмом людей израилевых столп облачный и
огненный, руководил их по пустыне дикой, страшной. Невидимый и вместе
видимый мною промысл Бога моего руководил меня по стези трудной и
прискорбной жития земного.
Жил я прежде в Египте. Фараон, царь его, занимал меня непрестанно
деланием плинф и другими тяжкими работами, занимал непрерывающимся
попечением о вещественном. Когда приходила мне мысль о служении Богу
моему, — Фараон укорял меня в праздности, умножал мои заботы о
временном, земном, суетном, чтоб было мне невозможным даже помыслить о
Боге.
Моисей — этим именем и лицом изображается закон Духа — чудными
способами извлек меня из Египта: из жизни для плоти, для мира, — в
пустыню.
Труден путь по пустыне! Там зыблется раскаленный песок под ногами;
там острым камнем и колючим тернием уязвляются ноги; там палящее солнце
жжет путника; там жажда нестерпимая; там нет котлов и мяс египетских;
там шатры, нет приюта удобного и спокойного; там мертвая природа томит,
мучит мысль и взоры. Едва достиг я моря Чермного, как увидел за собою
враждебных всадников и гремящая колесницы. Предо мною было море; предо
мною и за мною была смерть ужасная, неминуемая.
Но был тут и Бог мой. Он — источник жизни, и смерть Ему подвластна.
Среди моря отверзся мне путь: в жизни посреди мира внезапно явилась
предо мною стезя спасения.
В погоню за мною кинулись всадники, устремились колесницы: все они
погибли в море. Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника
вверже в море
[1].
Конь неистовый — это бессловесные стремления, пожелания моей плоти;
всадник, сидящий на нем, — помысл греховный.
Колесницы гремящие — это суетная слава мира, это его великое. Пройдет
оно, и замолкнет, потонет в море забвения. Что так ничтожно, как стук и
скрип колес и железа в колесницах!
Единое благо, единое сокровище у человека — Бог, его Создатель и
Спаситель, его жизнь и наслаждение, его имущество вечное. Ему хвала, Ему
слава! Господь, сокрушаяй брани, Господь — имя Ему. Невозможное
для человеков — возможно Ему. Колесницы Фараоновы, и силу его вверже
в море: избранные всадники тристаты потопи в Чермнем мори
[2], в плаче человека о греховности его.
Огустеша яко стена воды, огустеша волны посреде, моря
[3]. Соблазны мира лишились своей силы, оковано их действие, не
покорили они себе моего сердца; оно к ним сделалось бесчувственным,
прошло среди влажных вод, как бы между каменными скалами. Десница
Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши
враги
[4], она даровала мне крепость, отняла крепость у греха, висевшего
надо мною подобно стене из волн. Ты окаменил волны, жаждавшая поглотить
меня, увлечь бездушный труп мой в недоведомые пропасти ада.
Помощник мой и покровитель
[5]. На пути моем к Тебе, земле моей обетованной, еще ждут меня
враги, сыны иноплеменников. И они познали, что надо мною промысл Твой
святой, что рука Твоя ведет меня, и охраняет, поборает за меня; они
знают, что рука Твоя сильна. Руки Твоей они боятся, а мне завидуют,
скрежещут на меня зубами.
Слышаша языцы милости Твои ко мне, и прогневашася:
огорчились жители Филистима; обеспокоились владыки Едомские; объял
трепет князей Моавитских, расслабели сердца всех, живущих в Ханаане
[6]. Спаси меня, Боже мой, от всех сынов иноплеменных, от всех и от
всего, кто чужд Святого Духа Твоего, и потому для христианина — сын
иноплеменный. Да не увязнет нога моя в каких либо сетях, да не
низвергнусь в какую либо невидимую мною, неведомую мне, непостижимую для
меня, гибельную бездну.
Отыми у всех врагов души моей силу, как отъял Ты ее у колесниц и
всадников фараоновых; окамени их, чтоб они были без всякого движения,
без всякого действия, как окаменил Ты воды. Спаси меня, Господи, Боже
мой! Враги мои крепки и велики! Если предоставишь меня мне самому, — они
убьют меня, как лев убивает слабого агнца; сотрут меня, как стирает
жернов зерно пшеничное.
Величием мышцы Твоем да окаменятся
[7] все ненавидящие мое спасение, все сопротивляющиеся
шествию моему к Тебе, дондеже пройдут людие Твои, Господи, дондеже
пройдут людие Твои сии, яже стяжал еси. Введь насади я в гору достояния
Твоего, в готовое жилище Твое, еже соделал еси, Господи, святыню,
Господи, юже уготовасте руце Твои
[8].
Когда воды моря Чермного покрыли и потопили воинство Фараона, его
тристатов, его всадников, его колесницы, — взяла Мариам пророчица,
сестра Аарона, первосвященника израильтян, и Моисея, законодателя их,
тимпан в руки свои, — в сопровождении лика жен израилевых, воспела
песнь: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в
море
[9].
Душа пребывающая в служении Богу, поучающаяся в Законе Божием день и
ночь, соединяется во един дух с Господом
[10], роднится с Его Законом святым, соделывается сестрою его,
пророчицею, как заимствующая из него благодатное вдохновение. Когда она
увидит избавление свое от смерти греховной, от потопления в суетных
попечениях и занятиях мира, от власти и насилия фараона: тогда
настраивает чувства сердечные в чудный мир Христов, и, прикасаясь к ним,
как к струнам, Божественными помышлениями, издает дивные, вещие звуки,
воспевает хвалу Богу, таинственно, духовно, насладительно.
О вы, жены израилевы, души верных рабов Господа Иисуса! Возьмите ваши
тимпаны, пристаньте к пению пророчицы вдохновенной! Сядем в стройный лик
под священною сению креста, распяв плоть со страстьми и похотьми
[11], умом и сердцем чистым, устами чистыми, воспоим Господеви,
великому Богу, Спасителю нашему, славно бо прославися
несказанными благодеяниями Своими нам и всему христианскому и
человеческому роду. Аминь.
[1] Исх. XV, 1.
[2] Исх. XV, 3, 4.
[3] Исх. XV, 8.
[4] Исх. XV, 6.
[5] Исх. XV. 2.
[6] Исх. XV, 14, 15.
[7] Исх. XV, 16.
[8] Исх. XV. 16, 17.
[9] Исх. VI, 21.
[10] 1 Кор. VI, 17.
[11] Гал. V, 24.