Никто из желающих преуспеть. в молитве да не дерзает легко мыслить и
судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о
делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые Отцы
говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со
вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или
уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней
внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина
умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва
умная. Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой,
тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней
клети.
Устная и гласная молитва указана нам Священным Писанием, пример и ее,
и гласного пения подал Сам Спаситель, подали святые Апостолы по
преемству от Господа. И воспевше, по окончании тайной вечери,
повествует святой Евангелист Матфей о Господе и Его Апостолах,
изыдоша в гору Елеонску
[1]. Господь молился во услышание всех перед воскресением
четверодневного Лазаря
[2]. Заключенные в темнице святые Апостол Павел и его спутник Сила в
полночный час молились и воспевали Бога: прочие узники внимали им.
Внезапно на голос их псалмопения трус бысть велий, яко поколебатися
основанию темничному: отверзошася же а6ие двери вся, и всем юзы ослабеша
[3]. Молитва святой Анны, матери пророка Самуила, приводимая часто
святыми Отцами в образец молитвы, не была единственно умная. Та,
говорит Писание, глаголаше в сердце своем, токмо устне ея двизастеся,
а глас ея не слышашеся
[4]. Молитва эта хотя не была гласной, но, быв сердечной, была
вместе и устной. Святой Апостол Павел назвал устную молитву плодом
устен, завещает приносить жертву хваления выну Богу, сиречь плод
устен, исповедающихся имени Его
[5], повелевает глаголати себе в псалмах, пениях и песнях
духовных, вместе с гласным и устным молением и песнопением
воспевающе и поюще в сердцах Господеви
[6]. Он порицает невнимательность в устной и гласной молитве. Аще
безвестен (неизвестный, непонятный) глас труба даст, говорит
он, кто уготовится на брань? Тако и вы аще не благоразумно
слово (т.е. неразумеваемое) дадите языком, како
уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще
[7]. Хотя Апостол и сказал слова эти собственно о молящихся и
возвещающих внушения Святого Духа на иностранных языках, но святые Отцы
с справедливостью применяют их и к молящимся без внимания. Без внимания
молящийся, и потому не понимающий произносимых им слов, что другое для
себя самого, как не иностранец?
Основываясь на этом, преподобный Нил Сорский говорит, что молящийся
гласом и устами без внимания, молится на воздух, а не Богу
[8]. "Странно твое желание, чтобы Бог тебя услышал, когда ты сам
себя не слышишь!" - говорит святой Димитрий Ростовский, заимствуя слова
у священномученика Киприана Карфагенского
[9]. А это точно случается с молящимися устами и гласом, без
внимания: они до того не слышат себя, до того допускают себе
развлечение, так далеко удаляются мыслями от молитвы в посторонние
предметы, что нередко случается им внезапно останавливаться, забыв, что
читали, или же они начинают вместо слов читаемой молитвы говорить слова
из других молитв, хотя открытая книга и пред их глазами. Как святым
Отцам не порицать такой невнимательной молитвы, повреждаемой,
уничтожаемой рассеянностью! “Внимание, - говорит святой Симеон Новый
Богослов, - должно быть столько связуемо и неразлучно с молитвой,
сколько связуется тело с душой, которые не могут быть разлучены, не
могут быть одно без другого. Внимание должно предварять и стеречь
врагов, как некоторый страж, оно первое да подвизается на грех, да
противостоит лукавым помыслам, приходящим к сердцу, вниманию же да
последует молитва, немедленно истребляющая и умерщвляющая все лукавые
помыслы, с которыми внимание в первых начало борьбу: ибо оно одно не
может их умертвить. От этой борьбы, производимой вниманием и молитвой,
зависит жизнь и смерть души. Если храним молитву посредством внимания
чистой, то преуспеваем. Если же не стараемся хранить ее чистой, но
оставляем нестерегомой, то ее оскверняют лукавые помыслы - мы
соделываемся непотребными, лишаемся преуспеяния".
Устной, гласной молитве, как и всякой другой, должно непременно
сопутствовать внимание. При внимании польза устной молитвы неисчислима.
С нее должен начинать подвижник. Ее в первых преподает святая Церковь
своим чадам. "Корень монашеского жительства - псалмопение", - сказал
святой Исаак Сирин
[10]. “Церковь, - говорит святой Петр Дамаскин, - с благой и
Богоугодной целью приняла песни и различные тропари по причине немощи
ума нашего, чтобы мы, неразумные, привлекаемые сладостью псалмопения,
как бы и против воли, воспевали Бога. Те, которые могут понимать и
рассматривать произносимые ими слова, приходят в умиление, и, таким
образом, как по лестнице, мы восходим в мысли благие. По мере того,
сколько преуспеваем в навыкновении Божественных мыслей, является в нас
Божественное желание и влечет достигнуть того, чтобы уразуметь
поклонение Отцу Духом и Истиной, по заповеданию Господа"
[11]. Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Слова
Божия, стяжевают освящение, соделываются неспособными к празднословию,
смеху, к произнесению слов шуточных, срамных и гнилых. Хочешь ли
преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и
гласной: внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и
сердечную. Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы,
насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келье,
гласной внимательной молитвой, произнося слова ее неспешно, с умилением.
Оглашается воздух внимательной, устной и гласной молитвой - и объемлет
трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся
сети их! Оглашается воздух внимательной устной и гласной молитвой - и
приближаются святые Ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики,
участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые
угодники Божии, и между прочими наш современник, блаженный старец
Серафим Саровский. Многие великие Отцы во всю жизнь свою упражнялись
устной и гласной молитвой, н притом обиловали дарованиями Духа. Причиной
такого преуспеяния их было то, что у них с гласом и устами были
соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от
всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего
человека. Так, преподобный Симеон Дивногорец прочитывал в продолжении
ночи всю Псалтирь
[12]. Святой Исаак Сирин упоминает о некотором блаженном старце,
занимавшемся молитвенным чтением псалмов, которому попускалось ощущать
чтение только в продолжении одной славы, после чего Божественное
утешение овладевало им с такой силой, что он пребывал по целым дням в
священном исступлении, не ощущая ни времени, ни себя
[13]. Преподобный Сергий Радонежский во время чтения Акафиста был
посещен Божией Матерью в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна
[14]. Повествуют о преподобном Иларионе Суздальском: когда он читал
в церкви Акафист, то слова вылетали из уст его, как бы огненные, с
необъяснимой силой и действием на предстоящих
[15]. Устная молитва святых была одушевлена вниманием и Божественной
благодатью, соединявшей разделенные грехом силы человека воедино: от
того она дышала такой сверхъестественной силой, и производила такое
чудное впечатление на слушателей. Святые воспевали Бога во
исповедании сердечном
[16]; они пели и исповедовались Богу непоколеблемо
[17], то есть, без рассеянностн, они пели Богу разумно
[18].
Надо заметить, что преподобные иноки первых времен и все, желавшие
преуспеть в молитве, отнюдь не занимались или весьма мало занимались
собственно пением, а под именем псалмопения, о котором упоминается в
житиях и писаниях их, должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение
псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения
строгого внимания и избежания рассеянности. По протяжности и сходству с
пением такое чтение названо псалмопением. Оно совершалось наизусть,
иноки тех времен имели правилом изучать псалтирь наизусть: чтение
псалмов наизусть особенно способствует вниманию. Такое чтение - уже не
чтение, как совершающееся не по книге, - а в полном смысле псалмопением
может быть отправляемо в темной келье, при закрытых глазах, что все
охраняет от рассеянности, между тем, как светлая келья, необходимая для
чтения по книге и самое взирание на книгу рассевает и отторгает ум от
сердца к внешности. “Ови поют, - говорит святой Симеон Новый Богослов, -
сиречь молятся усты"
[19]. “Иже отнюдь не поющии, - говорит преподобный Григорий Синаит,
- такожде добре творят, аще суть в преуспеянии: сии бо не требуют
глаголати псалмы, но молчание и непрестанную молитву"
[20]. Собственно чтением Отцы называют чтение Священного Писания и
писаний святых Отцов, а молитвой они называют по преимуществу молитву
Иисусову, также молитву мытаря и другие самые краткие молитвы, обильно
заменяющие псалмопение, что для новоначальных непостижимо, и не может
быть им объяснено с удовлетворительностью, как превысшее душевного
разума и объясняемое единственно блаженным опытом.
Братия! Будем внимательны в устных н гласных молитвах наших,
произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Не
сделаем наших трудов и жизни в монастыре бесплодными нашей
невнимательностью и небрежением в деле Божием. Пагубно небрежение в
молитве! Проклят, говорит Писание, творяй дело Божие с
небрежением
[21]. Очевидно действие этой клятвы: совершенное бесплодие и
безуспешность, несмотря на долголетнее пребывание в иночестве. Положим в
основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между
монашескими подвигами, для которого все прочие подвиги, внимательную,
устную и гласную молитву, за каковую милосердый Господь дарует в свое
время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную,
сердечную, благодатную. Аминь.
[1] Мф. 26, 30.
[2] Ин. 11, 41, 42.
[3] Деян. 16. 26.
[4] Цар. 1, 13.
[5] Евр. 13, 15.
[6] Еф. 5, 19.
[7] 1 Кор. 14, 8, 9.
[8] Предисловие от Писаний святых Отцов о мысленном делании,
сердечном и умном хранениии и проч.
[9] Внутренний человек, гл. 3.
[10] Слово 40.
[11] Св. Петр Дамаскин, О третьем видении // Доброт., ч. 3.
[12] Житие его. Четьи-Минеи, 24 мая.
[13] Слово 31.
[14] См. житие преподобного.
[15] Рукописное житие прп. Илариона Суздальского.
[16] 1-я из молитв утренних: “ От сна возстав...”
[17] 6-я из утренних молитв: “Тя благословим, Вышний Боже...”
[18] Пс. 46, 8.
[19] Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. //
Доброт,, ч. 1.
[20] Прп. Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8 // Доброт.,
ч. 1.
[21] Иер. 58, 20.