Семинарская и святоотеческая библиотеки
ЧАДЖАН — кор. будд. деятель 7 в. Жил в гос-ве Силла. Происходил из правящего рода Ким, принадлежа по рождению к кор. аристократии "чинголь". Решительно отстаивал необходимость сохранения норм монаш. воздержания во имя постижения будд. учения. В 636-643 жил в Китае, изучая преимущественно Виная-сутру. По возвращении основал секту Юльчон (аналог кит. Люй-цзун, или Наньшань-цзун). Впоследствии был назначен главой сангхи в стране с присвоением специально для него введенного почетного титула тэгуктхона. С. В. Волков ЧАЙТИКА (санскр., в будд. традиции "те, к-рые поселились на горе с чайтьей") — одна из 18 школ раннего буддизма. Образовалась в результате внутреннего раскола школы махасангхика ок. 2 в. до н.э. Согл. Парамартхе (4 в. н. э.), монах по имени Махадева, проникнув в сангху и объявив себя "посвященным в духовный сан", провозгласил законным "вступление в общину без посвящения наставником". Это событие вызвало споры среди последователей двух ветвей раннего буддизма — стхавиравада и махасангхика. Данное положение было отвергнуто обеими школами, а сам Махадева был объявлен еретиком и изгнан из сангхи. Удалившись со своими последователями в горы, Махадева сформировал там собственную школу, за к-рой и закрепилось название Ч. Последователи Махадевы провозгласили культ ступы и культ мощей Учителя, обожествили Будду и бодхисаттв, разработали учение о дарах (дейядхамма), согласно к-рому признание за заслуги, полученное в результате сделанного дара, может быть передано родственникам, друзьям и всем существам ради их блага и счастья. Эта идея получила свое логическое завершение в концепции "паринамана" (передача заслуг) махаяны. Оплотом школы Ч. с момента возникновения и вплоть до полного исчезновения (7 в н. э.) были районы Деккана. Л. Р. Фурцева ЧАНДРАКИРТИ (7 в.) — видный будд. мыслитель Индии, толкователь трудов Нагарджуны и Арьядевы, настоятель монастыря Наланды, яркий представитель махаянской школы прасангхика-мадхьямика, применявший логич. методы опровержения оппонентов, отвергавший абсолютистские тенденции в будд. философии. По его мнению, "высшая истина (парамартха) святых есть молчание", т. е. она невыразима в отличие от "условной истины (самврити), к-рая покрывает все вокруг" и к-рая имеет 3 смысла: 1) сокрытие "подлинной природы всех вещей"; 2) взаимозависимость вещей; 3) то, что признано людьми в об-ве. Кроме того, самврити есть средство, а парамартха — цель. Трактаты Ч. — обязат. предмет в программе обучения тиб. монахов. Ч. приписываются также и тантрич. работы. В. П. Андросов ЧАН НЯН ТОНГ (1258- 1308) — вьет. монах. Мирское имя — Чан Кань. Принадлежал к императ. роду, взошел на престол в 1278. С юных лет был привержен буддизму, изучал сутры под руководством Туэ Чунга. В 1293 Ч. Н. Т. отрекся от престола, а в 1299 принял постриг и удалился на гору Иенты (на территории совр. провинции Куангнинь). Находившаяся там обитель была одним из центров вьетнамского буддизма. Будучи активным проповедником, Ч. Н. Т. в 1304 предпринял поездку по разл. провинциям страны с целью распространения моральных предписаний буддизма. С. А. Благов ЧАН ТХАЙ ТОНГ (1218- 1277) — вьет. буддист. В 18 лет, испытав тяжелый душевный кризис, удалился на гору Иенты, чтобы принять постриг. И хотя после этого он вернулся к мирской жизни, взошел на императ. престол, буддизм продолжал занимать в его жизни большое место. Ч. Т. Т. известен как автор ряда будд. сочинений, в т. ч. наиб. объемного из дошедших до наших дней трактата того периода — "Кхоа хы лук", являющегося сборником прозаич. и стихотв. поучений. Для его концепции характерен ярко выраженный (по сравнению с предшественниками) акцент на необходимости обращения к собств. сердцу в поиске "природы Будды". Ему также было свойственно стремление к достижению гармонии между будд. учением, конфуцианскими и даосскими доктринами. С. А. Благов ЧАНЬ — вторая по популярности после школы "чистой земли" (амидаизма) школа кит. буддизма. Кит. название "чань" восходит к санскр. слову "дхьяна" — медитация. Ежедневная медитация, продолжающаяся неск. часов — основа религ. практики Ч. Однако основоположники Ч., развивая тезис махаяны о тождестве сансары и нирваны, отказывались противопоставлять медитативное состояние прочим формам человеч. деятельности. "Обыкновенное сознание — это и есть истина", — гласит один из гл. постулатов Ч. По преданию, Ч. основана выходцем из Индии патриархом Дамо (Бодхидхарма), прибывшим в Китай во вт. четв. 6 в. и обосновавшимся в монастыре Шаолиньсы (пров. Хэнань). Бодхидхарма считается 28-м по счету преемником мудрости Будды, передававшейся непосредственно от учителя к ученику. Наряду с идеей "передачи истины от сердца к сердцу" другой отличит. особенностью чаньской традиции стало учение о "внезапном просветлении" (дунь у). Последнее было развито 6-м (и последним) патриархом Ч. Хуэйнэном (638-713), основателем т. н. южн. ветви Ч. В 8-10 вв. чаньская традиция разделилась на 5 толков, из к-рых 2 — Линьцзи и Цаодун — сохранились до наших дней. Различаются 4 осн. принципа Ч.: "Не твори письменных поучений", "Передавай традицию вне наставлений", "Прямо указывай на человеч. сердце", "Прозревай природу и становись Буддой". В отл. от прочих школ кит. буддизма в монастырях Ч. большое значение придавалось совместному физич. труду. В монастыре Шаолиньсы сложилась самобытная школа воинского искусства. Ч. оказал глубокое влияние на лит-ру и искусство позднеср.-век. Китая. Школа Ч. широко распространилась также в Корее, во Вьетнаме и в Японии, где она получила название дзэн. В. В. Малявин ЧАТУММАХАРАДЖИКА — см. Космология буддизма. ЧЕТАНА (санскр.) — воля; один из элементов сознания. Н. А. Канаева ЧЕТЫРЕ ВИДА МУДРОСТИ — I. Виды мудрости, обретаемой святым-архатом в буддизме хинаяны; 1 ) все без исключения живые существа рождаются, что является проявлением истины о страдании; 2) живое существо, ставшее архатом, совершило все деяния но очищению себя от земной скверны, в чем проявляется истина о существовании конца страданий; 3) все деяния человека, ставшего архатом, благородны — проявление истины о существовании пути освобождения от страданий; 4) со смертью архата прекращается цепь его перерождений, что является проявлением истины о наличии причины страданий. II. В трактате инд. будд. мыслителя Ашвагхоши "Махаяна-шраддхотпада-шастра", к-рый является одним из авторитетнейших текстов буддизма махаяны, Ч. в. м. определяются как последовательно обретаемые знания 1) к.-л. одного пути к просветлению; 2) каждого из бесчисленного количества путей к просветлению; 3) "пустоты" всех вещей и явлений; 4) неодинаковости вещей и явлений, несмотря на то что все они "пусты". III. В учении школы Фасян-цзун (Хоссо-сю) Ч. в. м. — это 1) "великое совершенное зеркало-знание", благодаря к-рому все вещи и явления предстают в их истинной сущности; 2) "знание одинаковости природы (всех вещей и явлений)"; 3) "знание (как результат) чудесного наблюдения", к-рое позволяет увидеть природу дхармы; 4) "знание действия по достижению (того или иного облика)", благодаря к-рому имеющий такое "знание" обладает способностью принимать наиб. подходящий в каждом конкретном случае облик для того, чтобы наилучшим образом проповедовать учение Будды. А. Н. Игнатович ЧЁТКИ БУДДИЙСКИЕ — ожерелье с нанизанными на него зернами, используемое для счета молитв. В текстах и иконографии встречаются с 3 в. н.э. Классич. и наиб. часто встречающиеся Ч. б. имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в др.-инд. магич. практику). Довольно часто встречаются Ч. б. с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т. е. укороченный для удобства их вариант). Прочие Ч. б. могут иметь 18 зерен (в честь 18 архатов — учеников Будды, признаваемых традицией махаяны), 21 зерно (в честь 21 формы богини будд. пантеона Тары), 32 зерна (для отсчета 32 достоинств или признаков Будды). Ч. б. со 108 зернами, как правило, имеют разделители, располагающиеся на нити после 18-го, 21-го, 27-го и 54-го зерен — обычно это зерно (бусина) более крупного, чем остальные, размера или иного цвета. Нить, навершие, кисточка и разделители в Ч. б. имеют особые названия и содержат скрытый эзотерич. смысл. Ч. б. могут быть сделаны из разного материала (металла, камней, дерева, кости, плодовых косточек, стекла и т. п.). Материал и цвет зависели от того, каким богам собирались молиться с помощью данных Ч. б.: белые посвящались Авалокитешваре, красные — Хаягриве или Падмасамбхаве, желтые предпочитали последователи школы гелугпа и т. д. Н. Л. Жуковская ЧЖАНЧЖА-ХУТУХТА (тиб., монг.) — титул главы Пекинского ламаистского центра; пожалован в 1663 императором Канси духовному главе области Амдо, приглашенному в Пекин. В функции центра входили контроль за ламаистской церковью Внутр. Монголии, установление контактов с Тибетом и Внеш. Монголией. Резиденцией центра с 1732 является монастырь Юн-хэ-гун, во времена Цянь Луна (1736-1796) преобразованный в будд. академию. В обязанности Ч.-х. входило редактирование переводов и цензура издаваемых в Пекине ламаистских изданий. Е. Д. Огнева ЧЖИИ (посмертное имя Тяньтай-даши; 538-597) — китайский будд. монах, третий патриарх (а по существу основатель) школы Тяньтай-цзун, одна из наиб. заметных фигур в истории кит. буддизма. Был близок к аристократич. элите (в частн., обратил в свою веру императора Янди). В трудах Ч., отредактированных его учениками и собранных в т. н. "Три части Тяньтая" (кит. "Тяньтай саньбу"), сформулированы все основополагающие доктринальные положения школы. В молодости Ч. испытал влияние чань-буддизма, о чем свидетельствуют его ранние сочинения. Чаньские элементы (прежде всего медитация) занимают большое место и в религ. практике адептов Тяньтай-цзун. Ч. пользовался безусловным авторитетом в яп. будд. мире, чему способствовало положение школы Тэндай-сю (аналога Тяньтай-цзун), школы Нитирэн-сю и ее ответвлений среди др. будд. объединений в ср.-век. Японии. А. Н. Игнатович ЧЖОНАНГПА, джонанпа (тиб.) — школа тиб. буддизма; название получила от монастыря Чжонанг (основан в 13 в.); традиция доктрины Ч. восходит к Чадранатхе, кашмирскому ученому. Последователи школы полагали, что существует только одна реальность — татхагата-гарбха, к-рая присутствует в каждой личности. Освобождение — это очищение татхагата-гарбхи от загрязнений. Определение Ч. шуньяты, или "пустоты", обнаруживает влияние индуистских школ шиваизма и ведантистской философии. В политич. борьбе при Далай-ламе V Ч. потерпела поражение от школы гелугпа: все монастыри Ч. были преобразованы в монастыри гелугпы. Последний крупный ученый и религ. деятель Ч. — Таранатха Гунга-ньинбо. Е. Д. Огнева "ЧИСТАЯ ЗЕМЛЯ" — см. Сукхавати. ЧОД (тиб., букв. "отсекать") — эзотерич. обряд тиб. буддизма; выполняется только после интенсивной подготовки под руководством учителя; цель обряда — "отсечь" связи и разрушить иллюзию двойственности сансары, или "мира рождений и смерти", и нирваны, или "освобождения"; впервые стал практиковаться в школе шиджед. Исполнитель Ч. в уединенном месте под аккомпанемент барабана из черепа человека (дамару) и трубы из берцовой кости человека (канглин) танцует ритуальный танец и вызывает заклинаниями многочисл. демонов, к-рым предлагает себя в качестве жертвы. Ритуал Ч. включает в себя многочисл. шаманские и добудд. элементы и может восприниматься как обряд инициации, во время к-рого исполнитель сначала как бы умирает, а затем вновь воскресает. Е. Д. Огнева ЧОМА ДЕ КЁРЁШИ Александр. Кёрёши Чома Шандор (1784-1842) — выдающийся венг. востоковед, буддолог и тибетолог, с 1834 — почетный член Бенгальского азиатского об-ва. С 1822 проживал в Индии, совершая поездки в Гималаи и тиб. монастыри Ладакха. Автор санскр.-тиб.-англ. словаря на базе Махавьютпатти. Переводчик Чжуд-ши (медицинского трактата), исследователь системы калачакра; его работы по буддизму и переводы канонич. текстов составили сборник "Исследования по тибетологии" (1912). В Венгрии в наст. вр. существует Общество Чома де Кёрёши, к-рое объединяет исследователей тиб. языка и лит-ры, буддизма и истории Цент. Азии; проводит конференции в честь ученого. Е. Д. Огнева ЧУК ЛАМ — вьет. будд. школа, основанная в 1299 принявшим постриг императором Чан Нян Тонгом, к-рый изучал буддизм у Туэ Чунга и находился под влиянием учения школы Во Нгон Тхонга. С созданием школы Ч. Л. разл. течения буддизма тхиен были объединены под покровительством императ. фамилии. Преемственность наставников в ее рамках продлилась лишь 3 "поколения": вторым "патриархом" школы Ч. Л. стал ученик Чан Нян Тонга — Фан Лоа (1284-1330), третьим — Хюен Куанг (1254-1334). Во вт. пол. 14 в. эта школа, как, впрочем, и буддизм в целом, быстро теряет свои позиции и возрождается лишь в 17 в. С. А. Благов ЧЭНШИ-ЦЗУН — кит. будд. школа, основанная в 5 в. монахами Сэндао и Сэнсуном. Канонич. текст Ч.-ц. — кит. перевод трактата инд. будд. мыслителя Харивармана "Рассуждения о постижении истины" (кит. "Чэншилунь"), по к-рому школа и получила свое название. Согл. учению Ч.-ц., все сущее является комбинацией 84-х разновидностей дхарм, среди к-рых имеются истинно реальные и кажущиеся реальными. Признание нереальности, "пустотности" ряда дхарм сближало Ч.-ц. с шуньявадой, однако выделение истинно реальных дхарм противоречило краеугольному положению махаяны об отсутствии "собственной природы" (т. е. "пустоте") во всем единичном (в т. ч. и во всех без исключения дхармах). Учение Ч.-ц. подверглось резкой критике со стороны Цзицзана как хинаянистское, и на рубеже 7 в. в результате усиления школы Саньлунь-цзун, догматика к-рой являлась последовательным развитием принципов шуньявады, Ч.-ц. прекратила свое существование. А. Н. Игнатович
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице