Семинарская и святоотеческая библиотеки
ЯБ-ЮМ (тиб. — "отец-мать") — образ сливающихся в объятии мужчины и женщины, широко представленный в иконографии ваджраяны и указывающий на единение в религ. практике "метода" (отец) и "мудрости" (мать). Под методом обычно имеется в виду великое сострадание ко всем живым существам, реализуемое как первые 5 из "шести парамит", а под мудростью — праджняпарамита, постижение относительности бытия. А. А. Терентьев ЯКУСИДЗИ — один из самых древних будд. храмов в Японии, основан в 681. Гл. храм Хоссо-сю. А. Н. Игнатович ЯМА (санскр.) — в др.-инд. мифологии владыка подземного мира, царства мертвых. Ему, его сестре Ями, брату Ману, их взаимоотношениям с бессмертными богами и смертными людьми посвящено значит. количество мифов в Ведах, пуранах и др. др.-инд. сочинениях. В буддизме Я. — бог смерти. Перед ним должны предстать все умершие, именно он будет решать, заслуживают они рая или ада. В мифологии ваджраяны его часто называют в ряду хранителей учения — дхармапал. Н. Л. Жуковская ЯМАБУСИ (яп.— "спящие в горах") — отшельники, приверженцы синкретич. течения в яп. буддизме, получившего название сюгэндо. Я. проживали в горной местности, занимались знахарством, пользовались огромным авторитетом у сельского населения, гл. обр. благодаря лекарскому искусству и "святому образу жизни". А. Н. Игнатович ЯМАНТАКА (санскр. — дословно "победитель Ямы", "покончивший с Ямой") — персонаж из разряда идамов в будд. мифологии. Я. впервые упоминается в текстах 3 в. н.э. В мифологии ваджраяны Я. — гневный аспект бодхисаттвы Манджушри, эманация дхьяни-будды Акшобхья. Известны много форм Я.: черная, красная, двурукая, четырехрукая, шестирукая. Наиб. известная форма Я., многократно повторенная в иконографии и скульптуре, — Ваджрабхайрава ("угрожающий ваджрой") темно-синего цвета, с 9 головами, 34 руками, 16 ногами. Н. Л. Жуковская ЯНА (санскр., пали) — путь, движение, любое средство передвижения, например колесница, судно, паланкин и т.д., в буддизме — средство, метод достижения знания или освобождения от круговорота перерождений (использовались разл. термины для обозначения разных путей спасения: шравака-яна — путь ученичества, пратьекабуддха-яна, или пратьека-яна — путь пратьека-будды, махаяна (см. Махаяна) — большая колесница спасения, хина-яна (см. Хинаяна) — малая колесница спасения, ваджра-яна (см. Ваджраяна) — алмазная колесница, эка-яна — единый путь спасения. Н. А. Канаева ЯНТРА (санскр., дословно амулет, магический рисунок) — магич. диаграмма, используемая в практике медитации в индуизме и буддизме. Представляет собой схему в виде вписанных в квадрат неск. концентрич. кругов. В центре внутр. круга вписаны один или неск. наложенных друг на друга треугольников: обращенные углом вниз — символ женского начала Вселенной, повернутые углом вверх — мужского. Их переплетение — символ мировой гармонии, космич. порядка. Особую значимость Я. приобрела в буддизме ваджраяны, где она образует основу изображения на мандале. Н. Л. Жуковская
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице