Семинарская и святоотеческая библиотеки
ШАКЬЯ (санскр.), Сакия (пали) — имя рода, к к-рому принадлежал царевич Сиддхартха, ставший Буддой. В годы жизни Будды род Шакьев управлял Кошалой, столицей к-рой был г. Шравасти (палийское название — Саваттхи). Н. А. Канаева ШАКЬЯМУНИ (санскр.; досл. "мудрец из рода Шакья") — он же Будда, он же Сиддхартха Гаутама, в будд. мифологии — последний земной будда, проповедовавший дхарму (Закон, Истину); учитель, указавший человечеству путь к спасению. Его проповедь положила начало распространению будд. учения на земле. По мнению большинства ученых, Шакьямуни как основатель буддизма — реальное историч. лицо, прожившее всю свою жизнь в Сев. Индии; нек-рые разночтения в датах его жизни и смерти незначительны (560-480, 566-476, 563-473 до н. э.). Уже при жизни Шакьямуни началась мифологизация его биографии, а к нач. н. э. его образ был окончательно канонизирован будд. текстами. (См. Будда). Н. Л. Жуковская ШАМБАЛА, Шамбхала — полулегенд. страна со столицей Калапа, к-рую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Ш. остается дискуссионным в историч. географии. Первое упоминание о ней встречается в тексте Калачакра-тантры (10 в. н. э.), к-рый, как утверждают, сохранился со времен царя Ш. Сучандры, получившего учение калачакры от Будды Шакьямуни. Легенда о Ш. гласит, что при 25-м царе Ш. Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра, воинством Ш., и силами зла, противниками буддизма. После победы сил Ш. наступит новая эпоха распространения буддизма, к-рая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтреи. Эти идеи получили широкое распространение и неоднократно использовались в политич. целях. В связи с представлениями о том, что в Ш. существуют наилучшие условия для реализации будд. пути и что одно лишь воплощение в Ш. или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, в Тибете появляются молитвы о рождении в Ш. и "путеводители" в Ш. Содержание путеводителей показывает, что путь в Ш. лежит не столько во внеш. мире, сколько во внутр., и среди образованных лам нередко бытует представление о Ш. как о внутр. реальности — об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе калачакры. Теософия, отталкиваясь от будд. представлений о Ш., наполняет это понятие своим содержанием, изображая Ш. как тайное обиталище "махатм" — руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Ш. не раз толкала людей на ее поиски. В 20 в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так и целыми экспедициями в Гималаях, на Памире, на Алтае. А. А. Терентьев ШАННАГАРИКА (санскр., буквально — "из шести городов", иначе — сандагирийя — "из дремучего леса") — одна из 4-х школ ватсипутрии, возникла ок. 150 н. э. Отличит, чертой учения Ш. является утверждение 6 ступеней на пути к достижению стадии архатства (см. Архат). Ш. имела единственный религ. центр в районе Зап. Индии. Просуществовала до 4 в. н.э. Л. Р. Фурцева ШАНТАРАКШИТА (прибл. 705- 765) — основатель школы йога-чара-мадхьямика-сватантрика в Индии. Нек-рое время преподавал в Наланде, 13 лет провел в Тибете; при его участии там основаны неск. монастырей, в частн. крупный центр в Самъе. Автор фундаментального "Компендиума категорий" ("Таттвасанграха"), где подвергнуты критич. анализу 26 осн. категорий гл. филос. школ Индии с целью апологии буддизма. Ему приписываются также неск. сочинений по тантре. Н. А. Канаева ШАНТИДЕВА (691-743) — представитель инд. школы прасангика. Таранатха писал, что Ш. был наследником трона царя Кальянавармана из Саураштры, но ушел в монахи в Наланду. Его осн. сочинения: "Шикшасамуччая" — компендиум махаянских концепций, созданных за предыдущее столетне; нек-рые из них позже были забыты, — и "Бодхичарьяватара" — свод правил для апологетов пути бодхисаттвы. Н. А. Канаева ШАНЬДАО (613-681) — будд. кит. монах, основатель школы "чистой земли" (Цзинту-цзун). Стал монахом в молодости: в 641 встретился с будд. наставником Даочо, к-рый впервые проповедовал ему сутры, посвященные культу будды Амитабхи. В монастыре Гуанминсы в столичном г. Чанъань (совр. Сиань) создал собств. школу. Проповедовал веру в спасительную силу будды Амитабхи и необходимость "памятования о будде", т. е. повторения мантры "Поклонение будде Амитабхе" для возрождения в его раю — "чистой земле". Ш. принадлежат религ. соч.. связанные с культом Амитабхи. Основанная Ш. школа стала одним из ведущих направлений дальневост. буддизма. Е. А. Торчинов ШАНЬУВЭЙ (кит.) — см. Шубхакарасимха. ШЕСТЬ СОЗНАНИЙ — 6 видов дхарм., к-рые обусловливают осознание слышанного, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого ментальным органом (в буддизме Хинаяны). По мере продвижения по "небесам медитации" адепт освобождается от 3-го и 4-го сознаний, а затем от 1-го, 2-го и 5-го. Перед вхождением в нирвану функционирует только 6-е сознание. В виджнянаваде, в к-рой выделяются 8 видов сознаний, Ш. с. считаются низшими, поставляющими "материал" для 7-го, концептуализирующего "сознания-манас". Ш. с. имеют дело с иллюзорными сущностями и тем самым препятствуют, согласно теоретикам виджнянавады, освобождению от заблуждений ("неведения") и, следовательно, достижению нирваны. А. Н. Игнатович ШИЛА (санскр.), сила (пали) — 1) привычка, поведение, природа, характер (напр., адана-шила — скупость, папа-шила — греховность); 2) моральные предписания, моральный кодекс; отсюда "Панча-шила" — "Пять заповедей", "Даша-шила" — "Десять заповедей". В будд. учении особо выделяется триада моральных качеств: щедрость (дана) , благонравие (шила), очищение и упражнение ума (бхавана). Считается, что из этой триады вытекает мудрость (праджня). 10 будд. заповедей: не убивай, не укради, не потакай чувств, желаниям, не лги, не пьянствуй, не клевещи и не оскорбляй других, не восхваляй себя и не веди фривольных разговоров, избегай жадности и зависти, избегай вражды и злорадства, избегай ереси и не высмеивай Будду, дхарму и сангху — перекликаются с этич. правилами христ-ва. Н. А. Канаева ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА — в будд. канонич. и постканонич. лит-ре 18 школ, к-рые выступают целостным списком, отражающим структуру их генетич. взаимосвязи. Начало возникновения школ связывается будд. традицией с Великим расколом общины — сангхи (сангхабхеда) на две группы: стхавиравада, или школы сторонников учения старейшин, и махасангхика — школы сторонников Великой Общины; последние выступали за сближение сангхи с мирянами. В Винаяпитаке говорится, что раскол произошел на II Всебуддийском сангити (собрании монахов), состоявшемся через 100-110 лет после паринирваны Будды в Вайшали. Вскоре возникли более существенные разногласия по вопросам догматики, подвергся ревизии и сам принцип высшего религ. идеала буддистов — архатство (см. Архат), что приводит к новым расколам и последовательному возникновению новых школ. К кон. 2 в. до н. э. процесс образования осн. ядра школ был завершен и они в количестве 18 вошли в канонич. традицию. Из них 8 (экавьявахарика, локоттаравада, праджняптивада, гокулика, бахушрутийя, чайтика, апарашаила и пурвашаила) принадлежали ветви махасангхика и 10 (сарвастивада, ватсипутрия, самматайя, дхармоттария, бхадраяния, шаннагарика, махищасака, дхармагуптика, кашьяпийя и саутрантика) ветви стхавиравада. Школы появляются не одновременно, а постепенно одна за другой в течение 4-х столетий. Характерной чертой всех школ раннего буддизма являлось единство в признании цент. постулатов учения Будды — анатман (отсутствие души), анитья (непостоянство, преходящесть), дуккха (учение о страдании) и пратитья-самутпада (закон зависимого происхождения). Начало 1-го тысячелетия н. э. отмечено появлением в буддизме нового направления — махаяна (дословно "широкий путь", или "великая колесница"). Сторонники этого течения объявили Ш. р. б. носителями идей и устремлений низшего эгоцентристского идеала, что обусловило их "узкий путь" (хинаяна) к спасению, т. е. к спасению исключит. для самих себя. Именно в таком качестве как "школы хинаяны" они вошли в труды будд. генеалогов, экзегетов и теоретиков разл. школ махаяны. Л. Р. Фурцева ШУБХАКАРАСИМХА (637- 735) — инд. будд. монах, получивший образование в известном будд. ун-те в Наланде. В 716 переехал в Китай, где получил имя Шаньувэй. Приобрел известность как переводчик на кит. язык сутр и трактатов. Стал одним из теоретиков и практиков эзотерич. буддизма в Китае. А. Н. Игнатович ШУНЬЯ, шуньята (санскр.) — "пустота". В философии Ш. понималась как относительность или условность: являлась фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджнянарамитской лит-ры. Термин появляется уже в хинаяне, но концепция пустоты (шуньявада) получает полную разработку у Нагарджуны, сформулировавшего ее исходные принципы как "троякую истину": 1 ) все вещи пусты, т. к. не имеют субстанциональной реальности; 2) все они временны; 3) все вещи представляют собой синтез пустоты и временности. Нагарджуна считал "пустыми" даже дхармы, поскольку они по своему происхождению зависимы и имеют значение лишь в контексте всех своих связей. В махаяне Ш. является синонимом закона зависимого происхождения. Н. А. Канаева ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович (1866-1942) — выдающийся русский буддолог, ученик И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, Г. Бюллера и Г. Якоби. В 1900-1940 Щ. вел курсы санскрита, пали и тиб. языков в Петербургском, позднее — Ленинградском ун-те. С 1918 — академик, в 1928-1930 — директор Ин-та будд. культуры. С 1904 Щ. опубликовал несколько критич. изданий древних текстов, переводов и исследований в серии "Библиотека Буддика". Он является также автором таких крупнейших монографий по индо-будд. философии, как "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" в 2-х ч. (1903-1909), к-рая в существенно переработанном виде (под названием "Буддийская логика") вышла в свет вторично на англ. языке (1930-1932), "Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма" (Лондон, 1923), "Концепция буддийской нирваны" (Л., 1927). В своих трудах Щ. удалось опровергнуть европоцентристские концепции зап. буддологов, представить буддизм системой диалектических учений, понятийно-терминологический аппарат к-рых претерпел значительные изменения за полторы тысячи лет инд. истории, показать параллельность путей развития зап. и вост. философий. Щ. создал обоснованную периодизацию инд. буддизма, каждая из примерно равных (по 500 лет) эпох к-рого заканчивалась радикальными переменами вероисповедных и доктринально-умозритсльных структур религ.-филос. системы, а также перетолкованием осн. принципов и исходных аксиом, содержащихся в будд. канонах. В. П. Андросов
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице