На восемьдесятъ ересей Панарiй, или Ковчегъ. Послѣ этихъ поименованныхъ выше ересей, появившихся у самарянъ, а еще прежде у еллиновъ, еще числомъ семь ересей, до Христова во плоти пришествія, произошло во Іудеи и Іерусалимѣ. Изъ нихъ первые саддукеи, — этотъ отростокъ сказаннаго прежде Досиѳея. Именуютъ они себя саддукеями, производя названіе это отъ слова — правда: ибо седекъ значитъ правда. Но въ древности былъ нѣкто изъ іереевъ по имени Садокъ. Однако саддукеи не пребыли въ ученіи своего наставника: они отвергли воскресеніе мертвыхъ, держась одинакаго образа мыслей съ самарянами; не допускаютъ же бытія Ангеловъ, хотя самаряне не отвергаютъ сего; а о Духѣ Святомъ и не знаютъ, потому что не достойны Его; все сохраняютъ наравнѣ съ самарянами. Родомъ же были они не самаряне, но іудеи: ибо въ Іерусалимѣ приносили жертвы, и во всемъ другомъ поступали за одно съ іудеями. Опровергнуты же могутъ они быть достойнымъ всякой вѣры изреченіемъ Господа, которое навлекли сами на себя въ рѣшеніи вопроса, когда приступили къ Нему, говоря: можетъ ли быть воскресеніе мертвыхъ? вотъ — было семь братьевъ, первый взялъ жену, и умеръ бездѣтнымъ: жену взялъ вторый, такъ какъ Моисей повелѣваетъ вступать въ бракъ съ женою брата, умершаго бездѣтнымъ, и жениться на ней другому брату, чтобы возстановить сѣмя во имя усопшаго. Такъ, говорили саддукеи, бралъ жену первый, и вторый братъ, и умирали; а подобно сему и всѣ семеро; въ воскресеніе мертвыхъ, котораго отъ седмихъ будетъ та жена, вси бо имѣша ю? Но Господь сказалъ: прельщаетеся, не вѣдуще писанія, ни силы Божія. Въ воскресеніе бо мертвыхъ ни женятся, ни посягаютъ, но равноангельны (Матѳ. 22, 23-30). А что мертвые возстанутъ, учитъ васъ Моисей, говоря, какъ Богъ вѣщалъ ему: Азъ есмь Богъ Авраамовъ, и Богъ Исааковъ, и Богъ Іаковль, Богъ живыхъ, а не мертвыхъ (Матѳ. 22, 32). И симъ Господь заградилъ имъ уста; потому что удобоуловимы они, и ни одного часа не могутъ устоять противъ истины.
Источникъ: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарiй, или Ковчегъ. М.: Типографiя В. Готье, 1863. — С. 69-71. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 42.)
|
|