9
«Был у нас хороший священник, но переведен в другой приход. На его
место поступил другой, от которого скорбь на душе. В службе небрежен и скор,
разговоры, когда случатся, ведет все о пустяках; о деле же Божием, если и
заговорит, то все с какими-то ограничениями и урезаниями строгой истины. Как
избавиться от такого соблазна?»
Сами виноваты. Плохо пользовались хорошим священником; Господь и
взял его. Скажите, стали вы лучше от прежнего хорошего священника? Вот и
заикнетесь сказать: «Да». А я издали скажу, что не стали лучше, потому судя,
что осуждаете нового священника, не умея держать своих в отношении к нему
чувств, как должно. Ведь и прежде теперь отшедшего от вас хорошего священника у
вас был хороший священник; и который прежде того был, был хорош. Видите,
сколько вам хороших священников посылал Господь; а вы все те же неисправные.
Вот Он и положил: «Что на этих тратить хороших священников? Пошлю им не так исправного».
И послал. Видя это, вам следовало поскорее на себя обратиться, покаяться и
стать более исправными, а вы только судите, да пересуждаете. Станьте
исправными; тогда и священник тотчас переменится. Подумает: «С этими нельзя
кое-как исправлять дело священное; надо благоговейно служить и назидательные
вести беседы». И исправится. Священники если бывают небрежны и скоры в
служении, а в беседах пусторечивы, то большей частью применяясь к прихожанам.
Говоря так, я не оправдываю
священника. Ему нет извинения, если он не только противоуставным действованием,
но даже действованием по уставу неразумным соблазняет вверенные ему души. Но
говорю только, что вам пригожее в данном случае делать. И первое я уже сказал:
не судите, но на себя обратитесь и себя явите более исправными и в молитве, и в
беседах, и во всем поведении. Затем молитесь всеусердно, чтоб Господь исправил
священника. И Он исправит. Только молитесь как следует. Господь сказал, что
если двое совещаются о некоей вещи, и станут молиться, то будет им по прошению
их (Мф. 18, 19). Так вот соберитесь все благомыслящие прихожане и положите
молиться о священнике; к молитве присоедините пост и усугубите милостыню; и
делайте это не день, не два, а недели, месяцы, год. Трудите и томите себя
всесокрушенно, пока не изменится священник. И изменится; будьте уверены, что
изменится. Я недавно слышал о подобном подвиге и плоде его. Одна старица,
простая селянка, великая благоговейница, увидела, что некто, ею уважаемый,
начал несколько отступать от обычной ему строгости жизни, и возболезновала о
том; пришла домой, заперлась в свою каютку и стала на молитву, сказав Господу:
«С места не сойду, крохи хлеба не вкушу, капли воды не выпью, и очам моим сна
на минуту не дам, пока не услышишь меня, Господи, и опять на прежнее не воротишь
этого человека». – Как решила, так и делала, трудила себя в молитве и томила
сокрушенными слезами, докучая Господу услышать ее. Истомилась уже, уже силы
начали ее оставлять; а она все свое: «Хоть умру, а не отступлю, пока не услышит
меня Господь». – И услышал. Пришло ей удостоверение, что тот, о ком она
молилась, опять стал держать себя по-старому. Сбегала посмотреть, увидела, что
так есть, и воспраздновала. Благодарным слезам ее конца не было. Так вот какую
устройте молитву, – хоть не такую по форме, потому что может быть для вас и
неудобно так сделать, как сделала она, но такую по усердию, самопожертвованию и
неотступности. И несомненно получите желаемое. Если же вы так, мимоходом
только, будете иногда дома, или в церкви, или при разговоре говорить: «Дай-то
ему, Господи, стать хорошим» – то какого плода ожидать от такой молитвы? Да это
и не молитва, а простые слова.
Это я вам главное сказал.
Прибавил бы и еще одно; но оно таково, что исполнить его так, чтоб оно довело
до цели, весьма затруднительно. Разумею вот что! Можно вам, благомыслящим и
почетным, прийти к священнику и просить его, чтоб изменил в образе своего
действования то, что вас смущает и соблазняет. Сделать это – ничего нет проще:
но сделать так, чтоб это принесло плод, крайне затруднительно. Надобно, чтобы у
вас и взор, и мина, и тон речи, а не только содержание – все дышало самой
искренней и горячей любовью. Тогда можно надеяться, что это доведет до цели. А
без этого лучше не браться за такой шаг: хуже выйдет, произойдет разлад самый
скорбный. Написать к нему все, может быть, удобнее, но опять все дело в духе
любви всепобеждающей. И этим также можно испортить дело, как и лично явясь к
священнику. Вот почему я и не решаюсь безусловно рекомендовать этого приема. Я
знаю, что он может увенчаться успехом, но главное в должном выполнении. Прийти
к священнику или заочно написать ему и все высказать самым учтивым образом, на
это найдется много способных; но для успеха требуется иное нечто, чем
вежливость. Вежливость без любви – жало уязвляющее. Думается, что в иных местах
так поступают и потом твердят: мы свое дело сделали! А я скажу, что лучше б
было, если б не делали.
Больше этого я вам ничего
не скажу; разве еще терпите. Есть еще законные способы; но те не по моей части,
и я умолчу о них.
|