16
«Увлекаюсь разговорами, и впадаю в грех осуждения. Я стараюсь не
осуждать и не злословить. Но пока молчу – ничего; а как заговорила, так точно
потемнение найдет: опомнишься, – уж наговорила и назлословила».
За это, конечно, не следует похвалить; но это непохваление много
смягчается тем, что вы сами замечаете свою худобу и имеете желание избавиться
от ней. И продолжайте так. Всякий раз, заметив эту проруху, делайте сами себе
посильнее заслуженную нотацию, когда остаетесь одни, соображая вместе с тем,
как бы умудриться вести обычные и даже веселые разговоры, и не попускать языку
своему сбиваться на эту не совсем чистую тропу. Трудясь так, и перепробовав
несколько приемов, наконец дойдете до навыка не осуждать. К труду же сему
воодушевляйте себя тем верным помышлением, что вы ничем столько не оскорбляете
любимого вами Господа, как этим грехом, ибо Его власть восхищаете. И себя ничем
так не подвергаете вы опасности быть осужденной, как этим, ибо строго судя
других, и на себя навлекаете строгий суд. Имже бо судом судите, судят вам (Мф.
7, 2). Почаще прочитывайте эти и другие, там же написанные, слова Господа.
Конечно, того, что худо, нельзя называть хорошим. Но видя то, не
осуждать следует брата или сестру, а жалеть о них, и жалея, молиться от сердца,
чтоб Господь вразумил их и отрезвил, и дал силу стать твердой ногой в должный
чин требуемой их положением жизни. Если при взгляде на погрешности других,
мысли ваши примут такое направление, то это будет делом любви. В разговоре,
впрочем, не всегда удобно это высказывать; но всегда можно приискать нечто
смягчающее и оправдывающее. Защита тоже будет делом любви. Или лучше заминать
такие разговоры, отводя их на другие предметы. Не умеете, перемолчать можно,
пока истощится весь поток пересудов, внутренне молясь об осуждаемых. Других нам
с вами не переучить, а себя и можно и должно переучивать.
|