20
«Часто страдаю разленением и подпадаю позывам на льготы». –
Трудись; трудящемуся же натурально желать отдыха. Однако ж и поблажать себе не
должно. Извольте восставлять всегда радетельный о спасении, бодренный и
внимательный помысл.
Этот помысл и внутри и вне все у человека поставляет в должный
строй и научает его неленостно держаться в сем строе. Рождается он вместе со
страхом Божиим, вместе с ним растет и им поддерживается. Чем выше жизнь, тем и
он сильнее. Но за то тем опаснее потерять. И минутное послабление его опасно,
тем более продолжительное. Потому-то и Господь сказал: Всем глаголю: бдите
(Мк. 13, 37).
Помысл этот радетельный размножает труды и подвиги, с которыми
соединено всегда большее или меньшее утомление. К чувству утомления всегда и
прицепляется враг, чтобы подсечь ревность, внушая: «Видишь, сколько потрудился;
дай себе льготу». О нас печется, а между тем роет яму.
Желание льгот – первый враг трудов во спасение: оно охватывает и
душу и тело. Только склонись на него, как тысячи голосов подымутся из души и
тела с предъявлениями прав на льготы и послабления, что поставляет
человека-труженика в состояние искушения, из которого не выйдет он без борьбы.
– И надо бороться и поборать, иначе расстроятся все заведенные порядки в
содевании спасения, внесется смятение в мысли и чувства, придет охлаждение, – и
течение духовной жизни остановится. Затем пойдут позывы страстные, от которых и
до дел не далеко.
Основа труженическому во спасение житью есть терпение. Терпение, в
истинном своем виде, не колеблется ни о едином же от сопротивных (Фил.
1, 28). Подобие ему – железо закаленное, адамант, утес среди волн. Но чтоб оно
стало таким, ему должна предшествовать смерть внутренняя, или умертвие себе и
всему, кроме Бога и божественного. В ком это произошло, того что может
поколебать? Как мертвый ничего не чувствует, так и он ничем не трогается из
того, что поражает его совне. Однако ж это не вдруг дается.
Начало сему умертвию
полагается в самом обращении грешника от греха к добродетели и от себя к Богу.
Как новорожденное дитя, оно слабо вначале и растет вместе с возрастанием
исправного нрава. Вместе с его ростом растут труды, растет и терпение, и, уже
выросши, становится оно адамантовым. Этот период возрастания бывает более или
менее продолжителен, смотря по большей или меньшей неуступчивости или
уступчивости позывам на льготы.
Позыв на льготы подсекает
терпение, и сам посекается воодушевлением терпения. Чтоб легче совершалось
последнее, не надо браться вдруг за тяжелые подвиги, а начинать с малых мер и
восходить к большим по примеру того, как сделал св. Дорофей с учеником своим
Досифеем. Но есть предел, выше которого заходить нельзя. Это говорится об
удовлетворении потребностей тела. Закон подвига здесь таков: дойдя до возможной
меньшей меры, установись в ней так, чтоб с этой стороны не быть уже
обеспокоиваемым, и затем все внимание и труд обрати на внутреннее.
Вот я сказал вам кое-что и
в воодушевление вас не поблажать позывам на льготы, и в указание, как сделать,
чтоб они меньше беспокоили.
|