21
«Нынешний день (Благовещение) мне все пелось: Днесь спасения
нашего главизна. И праздник на душе от этого был не только радостнее, но и
торжественнее».
Это ангел Божий, хранитель
ваш пел сие в уши души вашей и сердца вашего, а оттуда исходя тоже повторялось
и на мысленном языке вашем. В тот день точно главизна положена всего, что потом
раскрылось, что теперь раскрывается и что имеет раскрыться по сих и паче в
будущем веке. Все стоит и все действуется на основании сего таинства.
Благовещение есть праздник воплощения Сына Божия от Приснодевы. Таинство сие
было сокровенно в тайне пресвятые Троицы, ныне же оно начало открываться не
словом, а тем, что стало входить в дело жизни всего мира.
Надлежало принести жертву правде Божией. Чтобы иметь что принести,
Сын Божий приемлет человеческое естество, чтоб принесши его в жертву от своего
лица, сообщить сей жертве бесконечную цену, сильную простертись на все веки, от
начала мира до конца, и на всех людей, во все времена на всем пространстве
земли живших, живущих и имеющих жить.
Кровная жертва таинственно
потом совершаться должна была бескровно в силу того же таинства устроения
спасения всех жертвою. И вот что ныне совершается на всех святых христианских
жертвенниках, – возможность быть тому положена в акте воплощения в
Благовещение. Ибо и здесь приносятся те же самые тело и кровь, кои тогда
восприняты Господом. И самое восприятие их было началом жертвоприношения.
Господь воплотился не Себе
ради, а ради нас, чтоб и нам всем перерождаться подобно Ему. В крещении
облекаемся мы во Христа Господа, Бога воплощенна, чтобы быть по образу Его.
Воплощение в благовещение есть потому семя всех, имевших восприять верой в
таинствах богочеловечный образ Спасителя. Все они, как прививки к древу,
прививаются к Господу чрез плоть и кровь Его.
Тело и Кровь Господа, став
жертвой, очищает грехи, и чрез себя сочетавая с Господом приступающих к Нему с
верой в таинствах, питает их потом таинственно богочеловечной жизнью, как
ветви, привитые к древу, питаются соками древа. В благовещение положено начало
таинству Евхаристии. Плоть и кровь Господа Спасителя истканы, как боголепная
одежда, из кровей Приснодевы. Как во св. Причастии мы питаемся теми же плотью и
кровью, и Господь удостаивает назвать нас братией Своей, то посему Владычица
Богородица есть и нам матерь не мысленно, а существенно.
Все с Господом
сочетавающиеся, в Него облекающиеся, Его плотью и кровью питающиеся суть едино
с Ним, тело Его составляя. Тело же Его составляют потому, что суть от плоти Его
и от костей Его. Следовательно, совершившееся в благовещение есть семя имевшего
образоваться потом тела Церкви, – теперь уже образовавшегося, небо и землю наполняющего,
и имеющего раскрыться во славе в конце веков. Полнота тела Церкви,
завершившись, укажет момент, когда кончится настоящее течение вещей и откроется
новый мир. Сей новый мир будет организован по образцу тела Богочеловечного. Оно
даст норму и руководительный шнур для его преобразования. Начало же и основа
сему положены чрез воплощение Сына Божия в Благовещение.
Се воистину Благовещение есть спасения нашего главизна и еже от
века таинства явление. А Приснодева – смотрения Зиждителева исполнение.
|