22
«При смерти была, и сознав неминуемую опасность, исповедалась и
причастилась св. Христовых Таин. И в эти-то великие минуты была каменная, –
каменная не от недостатка сознания, но от недостатка чувства. Больно мне это,
больно, больно. Была во мне одна животная жизнь. Где-то скользила мысль:
ныне-завтра позовут; и предстану Ему! Но и тут ни умиления, ни даже страха.
Горе это страшное для меня. И теперь обдает ужасом при одном воспоминании о
прошедшем бесчувствии. Приходя теперь в нормальное состояние, одну в уме и
сердце стараюсь иметь молитву: Господи! Сподоби умереть сознательной
христианкой! Хоть бы только суметь полной верой и преданной грудью вздохнуть
при словах: Помяни мя, Господи, во царствии Твоем!»
Вы напрасно смущаетесь тем, что не было чувств на сердце, когда
причащались, в час тяжелой болезни. Это было прямым следствием телесного
изнеможения, и ничего укорного и опасного не имеет. Нечувстие то опасно и
укорно, которое бывает постоянным состоянием сердца; а то, которое по временам
находит, не опасно. Хоть не следует его пропускать без внимания, но и трепетать
за себя и смущаться тем не следует. И это даже в здоровом состоянии, а не
только в болезни, и притом такой тяжелой, как была у вас. Чувства сердца не в
нашей воле; святые же чувства сверх того от милости Божией. Можно их раздражать
и собственным размышлением, но это только подготовка и преддверие. Настоящие
святые чувства только благодать Божия порождает. А благодать Божия если что
дает кому, дает поколику хочет, сколько хочет и когда хочет. Следовательно,
относительно их надлежит себя держать в положении чающего, ожидающего и
надеющегося принять, а не в положении властного распорядителя. Наше дело
напрягаться на чувства и расшевеливать их размышлением, отвращая все
охлаждающее их, – самое же восприятие их ожидать от Господа, предавая Ему сие
дело. Даст, – слава Богу! и не даст, – слава Богу! Небрежно однако ж к сему не
следует относиться. Ибо чувства великое дело в жизни, и свидетельствуют о
немалом. Ревновать и искать их надо, но предаваясь Господу. Пусть будут
находящими, а не самодельно выбиваемыми из сердца, как огонь выбивается из
кремня огнивом. При всем том скорбь ваша о нечувствии совершенно уместна, – и
молитва ваша вследствие того принятия – дело есть. Благослови Господи так вам и
мыслить, и чувствовать, как бы вы имели тотчас предстать Господу. За вашу
скорбь о нечувствии Господь утешение вам послал, навеяв умиленные чувства, при
слушании в церкви песни: На реках вавилонских... «Десятки лет, – пишете,
– слушала я эту песнь, но никогда так не слышала ее, как в нынешний год». – Се
– милость Божия! Свидетельство, что сердце ваше не каменное, а временно явилось
окамененным.
|