27
Нужно бы теперь писать тебе против того, что говорят ваши новшаки,
– будто ничего не нужно: веруй в Господа, – и все тут. Но сколько я ни
твердил тебе разведать, что такое они разумеют под ничего не нужно, ты
все молчишь. Кое-что видно о сем из их речей; но надо бы знать то
поопределеннее. – Как перерыв наших с тобой бесед и без того уже долог, то
больше ждать не буду; и, пока-то ты там разведаешь об этом, берусь потолковать
с тобой о том, что нужно, оставляя тебе, и всякому другому, самому
сделать заключение, что коль скоро кто говорит, что этого нужного не
нужно, то говорит ложь.
Речь же мою о сем пристрою к тому, о чем мы толковали с тобой в
предыдущих письмах. В первом письме сделано общее начертание всего,
необходимого для спасения. Так оно и есть. Без всего того нет спасения. Там
сказано: «Хочешь спастися? – Веруй всему богооткровенному учению, и приемля
благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез св. таинства, живи неуклонно
по заповедям Божиим, под руководством богоучрежденных пастырей, но все сие в
духе св. Церкви Божией, по ее законоположениям, и с ней состоя в живом союзе, и
спасешься». Сказано так и доказано из божественного Писания, что все сие
необходимо нужно, и почему нужно. Нечего бы после того и толковать об этом. Но
я боюсь, не пропускаешь ли ты, или другой кто, без внимания последнюю строчку: Все
сие в духе св. Церкви Божией, по ее законоположениям и с ней состоя в живом
союзе. Между тем, это столь существенно в деле спасения, что не будь сего,
все другие пункты не будут иметь надлежащей силы; и спасение не состоится.
Почему я и положил потолковать с тобой об этом особенно.
Тебе уже известно, что в одиночку никто не спасается, что Господь
из всех верующих благоволил сочетать единое тело и сам стал Главой его и что
кто ни спасается, спасается не иначе, как в Церкви, т.е. в живом с ней состоя
союзе, а чрез нее и с Господом. Об этом и не буду распространяться. Укажу
только тебе, как все в ней приспособлено ко спасению.
Но наперед понуждаюсь
напомнить тебе, что, говоря о решительной для спасения необходимости состоять в
живом союзе с Церковью, я разумею под Церковью не всякую без разбора Церковь,
носящую имя христианской церкви, а единую истинную Церковь, св. апостолами
основанную Церковь и доселе верно хранящую все, чрез них в ней богоучрежденное,
– каковой Церковью есть наша св. православная восточная Церковь, – и кроме нее
никакая.
Церквами христианскими, как
тебе, конечно, известно, именуются, кроме православной нашей Церкви, церковь
латинская, и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской
церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными
Христовыми Церквами; потому что они несообразны с апостольским Церкви Божией
устроением.
Латинская церковь есть
апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и
повредилась. Главный ее грех – страсть ковать новые догматы, по своему
смышлению и своеволию. Сначала она изобрела догмат о происхождении Духа Святаго
от Отца и Сына или чрез Сына, – это давно, в начале ее отпадения от истинной
Церкви, – а вот на нашей памяти еще придумала два: о непорочном зачатии Божией
Матери и о непогрешимости папы. Ей кажутся такие новоизобретения обогащением и
возвышением совершенства Церкви; на деле же это порча Церкви, и порча очень существенная.
Учение о происхождении Св. Духа и от Сына или чрез Сына повреждает догмат о
Пресвятой Троице; учение о непорочном зачатии Божией Матери повреждает догмат о
повреждении нашего естества в падении и отчасти об искуплении; учение о
непогрешимости папы человеку самочинно присвояет Божеское свойство и повреждает
общее учение о Боге и человеке. Так у нее повреждены существеннейшие части
христианского исповедания, – о Пресвятой Троице, об искуплении и вообще о
естестве Бога и человека. Все сии учения чужды апостольскому преданию, и суть
измышления человеческие, и как таковые, походят на пристройки к зданию, не по
плану и стилю здания, и не из того же материала, – или на то, как если б кто в
цельное виноградное вино подлил какой-либо жидкости, противной его
естественному составу. Как той пристройкой портится здание, а этой примесью –
вино, так теми учениями латиняне повредили и испортили св. веру, св. апостолами
преданную. Особенно разрушителен последний новый догмат о непогрешимости папы.
После него недоумеваешь, как и смотреть на эту церковь.
Что касается до
протестантских общин, то хотя и можно называть их христианскими потому, что они
толкуют о христианстве, но никак Христовыми Церквами. Христова Церковь устроена
св. апостолами по начертанию и плану самого Господа, Духом Святым уясненному и
утвержденному. А эти общины устроены людьми самочинно и по плану, ими самими
сочиненному. У них есть многое, взятое из апостольского предания, но всему дан
иной строй, иное место и иной смысл. Они разоряли прежнее здание Церкви, брали
из нее, что казалось пригодным по их мыслям, прибавляли свое, и из смеси того и
другого слагали свою общину. Что же тут Христово? В здании главное – идея
здания и план по ней. Как у них то и другое не Христово, а свое, своим умом
измышленное, то эти общины несправедливо именовать Христовыми Церквами. Ибо
Христу в устроении их не дано части. – Правда, они говорят, что заимствовали
указания на устроение своих общин из Писания. Но идея и план построения Церкви
не были преданы Писанию, потому не могли быть оттуда позаимствованы. Можно
наведения некие делать об них из написанного; но наведения дают только
вероятности, а не подлинную истину. Истинную идею и план Церкви Божией апостолы
осуществили на деле в устроении Церкви. Кто возжелал бы их познать, тому
следует обратиться к самой Церкви Божией, и на ней сему научиться, а не из
Писания браться извлекать их, когда они туда не положены. Они там видны
отчасти: но чтобы узреть их, надо наперед ознакомиться с ними из
действительного устройства св. Божией Церкви. А протестанты как поступают?
Разорят Церковь, и потом из обломков ее с приложением кое-чего и своего строят
новую самоизмышленную. Можно ли ожидать, чтоб они напали на след Божия
начертания истинной Церкви!?
После сего сам можешь
сделать неложное заключение о протестантских церквах, что, поелику они строены
не по Божию, а по самоизмышленному плану и такой же идее, то не суть подлинные
церкви Христовы, а поддельные. Они то же, что фальшивая монета, или лучше, что
фабрикованное вино. Фабрикованное вино, и по виду и по вкусу иногда и по
аромату, бывает похоже на естественное вино, настоящее; но в существе своем
совсем не оно есть, хотя золотыми буквами надписывается, что это такое-то,
такое-то вино. Так и эти церкви, по надписи Христовыми кличутся, но в существе
не суть таковы. Их прилично называть фабрикованными церквами.
Первый начал эту фабрикацию
Лютер, а потом, с его легкой руки, за то же взялись и другие, и нафабриковали
церквей множество. Но все еще недовольны. Фабрикование церквей стало боевой
жилой протестантства. Оттого среди их оно все еще продолжается, и, кажется,
будет продолжаться до скончания века. Недавно англичане сфабриковали
апостольскую общину, Ирвингианскую, которой отродьем, кажется, был тот
англичанин, что завел у вас новшества. Но об этом после.
Все фабриканты церквей
исходили и исходят из той мысли, что Церкви Божией, как она апостолами
устроена, нет на земле; что я и называю разорением старого. Но как без Церкви
быть нельзя, то надобно ее снова построить, к чему они и приступают смело,
почитая себя к тому призванными потому одному, что это пришло им в голову. Но
как строить, по каким указаниям? Конечно, по Писанию, как же иначе? Бросаются в
Писание, и ну рыться. В Писании, как я говорил, не изложен план здания Церкви,
но содержатся только некие неясные намеки на него. Нападая на такие намеки и
истолковывая их по своему, они берут их в основу плана здания Церкви и немедля
приступают к устроению самой церкви. Как один из них берет одно в основу своей
церкви, другой – другое, третий – третье, то у каждого выходит своя церковь,
непохожая на другие. Выходит, сколько умов, столько планов церквей. Сколько
планов, столько и церквей. А настоящей ни одной. Разность их, сама бросающаяся
в глаза, довольно сильное должна бы подавать вразумление, что ни один из
фабрикантов их не попал на след истины. Но как все они имеют в основании нечто
от Писания, то всякий из них затрудняется признать себя ошибающимся, а
напротив, твердит, что он только один и попал на след должный. Так и стоят сии
церкви одна подле другой, – все почитая себя настоящими церквами, и не будучи
ни одна такою.
Я нарочно об этом тебе
толкую, чтоб ты ведал, что коль скоро кто начинает речь вести о том, что будто
нет истинной церкви Божией на земле, то это, наверно, фабрикант церковный,
замышляющий сфабриковать новую церковь, – и ведая сие, наперед заключал, что
как бы мудро и красно на вид ни повел он дела, несоменно не попадет на истину и
сфабрикует поддельную церковь. Если нет на земле апостольской Церкви, то где же
с нашим умишком додуматься до того, как она устроена была апостолами? Нечего
потому и браться за это дело возустроения Божией Церкви. Да ведь и не для чего.
– Есть на земле апостольская Церковь, по неложному обетованию самого Господа.
Эти фабриканты церковные двояко виноваты: и тем, что берутся за дело, к
которому не призваны и способов не имеют, и тем, что не трудятся увидеть
истинную Церковь Божию, которая по неложному обетованию Божию должна быть на
земле до скончания века, или нарочно искривляют глаза свои, чтоб не видеть ее,
когда она стоит во очию их. Этот труд искания и обретения истинной Церкви был
бы достоин похвалы; а этот труд фабрикования церкви – смеха достоин. Тот
спасителен, а этот в пагубу ведет и фабрикующего и увлекающихся вслед его.
Вот и ваш новшак, ты
думаешь, спроста мычется там у вас по городу? Нет, и он конечно загадал
сфабриковать свою церковь. Ведай же и толкуй всем, что хоть не совсем ясно,
какую он задумал сфабриковать церковь, но то несомненно, что и она не будет
истинною. Нечего потому и тянуться к нему, – а особенно нам, сынам истинной
Божией апостольской Церкви. Уж конечно, не мудрее он всех предшествовавших ему
фабрикантов церковных. Потому нет сомнения, что и плод трудов его будет такой
же.
Ты передавал мне речи
некоторых, что-де и он говорит о церкви, даже напечатал об этом. Уж не подумал
ли ты, что это говорит он о православной Церкви, так как прежде был сыном сей
Церкви? Но где же у тебя, – или у вас там глаза? Вы же ведь бываете у него на
собраниях? Есть ли там хоть одна черточка маленькая из того, что бывает обычно
в православной Церкви? Не говорю об иконе какой, даже крестного знамения у них
нет, даже молитвы Господней не читают, а вместо сей божественной молитвы и
других наших церковных боголепных молитвословий поют какие-то стихи, плохо
составленные, скудные содержанием, и в добавок с гуделкой (фисгармонией). А в
Церкви-то Божией он бывал когда-либо с тех пор, как сбился с пути? Бывали ль в
ней и те, которые увлечены им, с тех пор, как увлеклись? Так нечего тебе и
останавливаться, а прямо решай, что и он, и они совсем отпали от истинной
Церкви Божией и суть отступники от ней. Верить же ему в том, что он напечатал,
и на волос нельзя. Там он рисуется пред публикой всемирным учителем, и чтоб
сразу не оттолкнуть от себя, поминает и о церкви, и о другом кое-чем, не веруя
ничему тому по-православному, как надо полагать, потому, что он отложил все,
бывающее в православной Церкви. Говоря о Церкви, он, верно, разумеет какую-либо
заоблачную, может быть, ту, которую он сфабриковать задумал; но уж никак нельзя
полагать, чтоб это была истинная православная Церковь. Да в этом и сомневаться
нечего. Дома он совсем иначе о сем говорит; иначе говорит и пред слушателями,
которых считает втянувшимися в его лжеучение. Иногда, может быть, и
ненамеренно, заговорившись, и проговаривался. Вот из этих случаев и получилась
весть, что он церкви знать не хочет. Ты писал об этом, передавал мне некий
благоговейный священник чрез одно лицо то же, а некто и напечатал в Вестнике,
что он учит, что ничего не нужно, – ни Церкви, ни прочего церковного. Вот три
свидетеля.
Сбился я речью на этого
новшака вашего, – а имел в мысли рассуждать вообще о ненастоящих церквах. Но не
беру назад; пусть и это все идет в строку. – Да впрочем, это можно оставить и
без оговорок. Потому что такое течение речи привело нас к уверению, что ваш
новшак Церкви Божией знать не хочет, мечтая, однако ж, что он чрез это
нисколько не уклоняется от пути спасительного. Как для вразумления его и
увлеченных им ничто столько не сильно, как указание, что для спасения
существенно необходимо состоять в живом союзе с единой истинной Церковью
Христовой, то к сему указанию естественно и переходим, как и положили в начале
письма.
Говорим: желающему спастись
необходимо быть в живом союзе с истинной Церковью Христовою. – Почему? Потому
что Господу угодно было в ней единой совместить все, потребное для спасения.
Припомни, что у нас с тобой
сказано в третьем письме – что в деле спасения надобно различать две стороны:
то, что Господь совершил нашего ради спасения, именно: стяжания Господом чрез
воплощенное домостроительство блага во спасение наше; и то, что мы должны
делать с своей стороны для получения спасения, – наши в содевании спасения
труды. Из того и другого, – чрез сочетание их в лице спасаемом, – спеется дело
спасения. Всякому можно сказать: позаботься удостоиться приятия сокровищ
спасения, стяжанных Господом, – усвой их себе и употребляй как должно, и
спасешься. Но сие двоякое дело совершаться достодолжно может и совершается
только в св. православной Церкви. В ней и благодатные сокровища ко спасению, и
практика всего того, что от тебя требуется для твоего же спасения, с
руководством в том, и словом и примером.
Слыша: «Позаботься удостоиться приятия благодатных сокровищ
спасения», – ты невольно можешь прийти к вопросу: «Где же их взять? Где прийти
с ними в соприкосновение и как вкусить их?» – Они все в Господе, а Господь,
стяжав их, вознесся на небо и воссел одесную Отца. Как досягнуть до Него? И кто
силен к тому? На это скажу тебе: «Никак не досягнешь, и никто не силен к тому;
но не приходи от этого в ужас. Господь вознесся на небо, а блага, Им для нас
стяжанные, оставил на земле, вверив их святой Своей Церкви».
Св. Церковь православная
есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения. – все
то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ. Так
благоволил устроить сам Он. Став Главой Церкви, Он не иначе действует во
спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения
другого доступа. Его нет.
Господь Спаситель, яко
ипостасная Премудрость, принес в Себе самом на землю, из таинниц триипостасного
божества, всю спасительную премудрость. Но не удержал ее сокровенной в Себе
самом, а сначала преподал ее апостолам, заповедав им преподать ее и всем
верующим из всех языков. Апостолы предали ее всему сонму верующих, заповедав
преемникам своим блюсти ее. И стала церковь столп и утверждение истины,
которая, водворившись в ней, пребывает в ней и будет пребывать до скончания
века. Хочешь ведать эту премудрость? Иди в Церковь православную, верную
блюстительницу всего, преданного апостолами, – и у нее поучайся ей.
Кроме истины Господом и благодать бысть (Ин. 1, 17).
Воплотившись нашего ради спасения, Он принес Себя в жертву искупления нас и
открыл тем путь нисхождению к нам Духа Святаго с благодатными силами Своими.
Отсюда два существеннейших блага воплощенного домостроительства в спасение
наше, – оправдание и освящение. И их оставил Господь на земле и вверил их Своей
Церкви.
В Церкви Божией стоит, непрерывно приносимая, жертва Тела и Крови
Господа, по заповеди Его, и в той силе, в какой благоугодно было Господу
установить сие учреждение. Жертва сия приносится в определенное время, но как с
движением солнца и час сей движется по земле с востока на запад с промежутками,
едва, или совсем не заметными, то само собой очевидно, что жертва сия в каждое
мгновение приносится на земле, или вернее – непрерывно стоит. Господь
ходатайствует о нас на небе пред лицем Бога и Отца. Но там нет крови. Кровь
Свою благоволит Он таинственно источать в святой Церкви Своей, яко Глава ее, в
таинстве Тела и Крови. Сие творите, – заповедал Он, – в Мое
воспоминание. Сие, т.е. Тело ломимое и Кровь изливаемую во оставление
грехов. Так оправдательный и ходатайственный покров простерт и стоит над Церковью,
привлекая и препровождая к нам всякие милости Божии. Хочешь быть причастником
сих милостей? Бывай, сколько можешь чаще, на жертве сей и общение с ней держи,
если не вкушением ее, то сокрушением и плачем.
Кровная жертва открыла путь
нисхождению к нам Святаго Духа, от коего все благодатные силы, яже к животу и
благочестию. Без сих сил спасению нашему содеваему быть невозможно. Необходимо
потому всякому стяжать благодать Св. Духа. Но непосредственно Дух Святый сошел
только на апостолов; после же них благодать Св. Духа сообщается верующим уже не
иначе, как чрез особые посредства, или таинства, по указанию Господа Духом
Святым чрез апостолов учрежденные. И таинства сии вверены св. православной
Церкви и суть в ней единой. И стала Церковь сокровищницей не истины только, но
и благодати. Чувствуешь потребность благодати? Иди в православную Церковь,
приступи к таинствам, и получишь благодать всякую, какую взыщешь.
Возрождения ищешь? Взыщи
его в св. православной Церкви. Она, и только она породит тебя водой и Духом в
таинстве св. крещения. – Дара Духа Святаго ищешь? Взыщи его во св. православной
Церкви. Она, и только она преподаст тебе его в таинстве миропомазания. –
Согрешил? Каешься и ищешь врачевания душевных ран и разрешения уз совестных?
Иди в православную Церковь. Она, и только она, в лице пастырей своих приявшая
власть вязать и решить, разрешит тебя от грехов и исцелит раны души твоей
врачевательными обязаниями. – Нужду имеешь и ищешь преискреннейшего общения с
Господом? Иди в св. православную Церковь. Она, и только она, дав тебе вкусить
Тела и Крови Господа от жертвы Его, ею всегда приносимой, сделает, что ты
будешь в Господе и Господь в тебе, по неложному Его обетованию. – Ищешь
положить благодатную основу семейству своему? Иди в св. православную Церковь.
Она доставит тебе сие благо, запечатлев благодатью брачный союз твой в таинстве
брака. – Немоществуешь телом и ищешь врачевания? Обращайся к Церкви святой. Она
доставит тебе сие благо и с отпущением грехов, чрез таинство елеосвящения.
Столько благодатных сокровищ
вверено св. Церкви! – Приставниками же и раздаятелями их поставлены сначала
апостолы, а потом их преемники, которые и сами получают особую на то благодать
чрез таинство священства, в Церкви же Божией. Таинство священства – верх
таинств благодатных, ибо без него остались бы недейственными и все другие
таинства, – и Церковь превратилась бы в безблагодатную.
Так ипостасная Премудрость
Божия, создав себе дом св. Церкви, утвердила в нем столпов (отделений) семь, и
всех приходящих к ней, по ее призыванию, обильно питает и напаяет разнообразною
своей благодатью. Семь источников благодати. Но два из них текут неразлучно с
течением всей жизни спасаемого. Это таинства покаяния и св. причастия, дающие
благодать оправдания и благодать освящения, – благодати, источные в жизни
спасительной. Они развивают, укореняют, возвышают в духе человека все,
потребное для спасения. И чем кто чаще пользуется ими, тем успешнее зреет его
духовная спасительная жизнь. А без этого, она скоро засаривается, вянет и
глохнет.
Видишь, что вверено св. Церкви?! Не думай же и другому никому не
позволяй думать, будто можно без живого союза с Церковью устроять свое
спасение, когда без сего союза с ней нельзя нигде найти и получить благодатные
силы ко спасению. Да, живое общение с Церковью и есть приятие чрез ее таинства
сих сил. Почему живое общение с св. православной Церковью столько же
необходимо, сколько необходимо сподобление благодатных во спасение сил.
Вторую половину дела спасения составляет собственный наш труд в
содевании его. Казалось бы, что он должен быть совершенно предоставлен свободе
каждого. – Предоставлен, правда, но не вполне. Св. Церковь и сюда притекает
своим влиянием и властью. Я разумею под сим не указания только и поощрения, но
известные порядки и труды, исполнение которых есть содевание того, что содевать
требуется от нас нашего ради спасения. Известные труды во спасение возлагает
св. Церковь на верующих, как долг, не стесняя, однако ж, свободы к самоохотным
в том же роде начинаниям и деяниям, а напротив, поощряя к ним и давая в
отношении к ним руководство словом и примерами. Сама церковь возлагает
известные труды во спасение, и потому, что желает, чтоб все были как один в
содевании спасения, и потому, что, считая труды те необходимыми в деле
спасения, не полагается на свободную охотность к ним каждого по немощам
самоугодливости нашей; а руководство свое дает в прочих свободных сего рода
делах и начинаниях, потому что, по неумению, иное дело и труд можно сделать
так, что вместо пользы выйдет от того вред делу спасения.
Но вот ты и сам все это
увидишь ясно. Припомни, что у нас сказано в третьем письме о лежащем на самом
христианине деле трудиться во свое спасение. Там, по объяснении, как
зарождается в нас спасительная жизнь, показано, как затем должна быть она
ведена, чтобы дойти до цели своей, – именно, что решившемуся содевать свое
спасение и приявшему на то благодать, предлежит, действием облагодатствованного
духа своего, очистить душу и тело от страстей и перенастроить их на всякое
добро, чтоб сделать храмом, достойным Бога, обетовавшего вселяться в верующих и
ходить в них.
Не буду всего того
повторять. Беру одно это главное положение: надо душу и тело очистить и
перенастроить силой духа облагодатствованного. – Что для сего потребно?
Потребны подвиги для тела телесные, для души душевные, для духа духовные, ибо и
его надобно оживлять и укреплять, чтоб он постоянно чувствовал себя обладающим
силой властно действовать на душу и тело.
Телесные подвиги нужны
потому, что тело служит седалищем страстей. Не смиришь плоти, не будешь иметь успеха
в преодолении страстей. Надо потому преутрудить плоть лишениями пищи, сна,
покоя и всякого услаждения чувств. Но угодница страстей и страстолюбица есть
душа. Ее потому еще больше, чем тело, надлежит взять в руки и трудить. В ней
возникают помыслы и пожелания страстные и влекут к страстным делам, потому что
в ней живут самые страсти. Дело спасающегося – прогонять сии страстные движения
и на место их восстановлять и водружать добрые мысли, чувства и расположения.
Это действование и все другое, что для сего делается, составляет предмет
душевных подвигов. Наконец, подвиги духа – молитва и богомыслие, и все, что для
сего предприемлется, как вспомогательное средство.
На сии подвиги указывал
Спаситель в Нагорной беседе, когда давал наставление, как поститься, творить
милостыню и молиться. Под постом совмещены здесь все подвиги телесные, под
милостыней – душевные, под молитвой – духовные. У содевающих свое спасение
действительно дело так и идет, что они проводят жизнь в молитве, доброделании и
постническом воздержании. И вот к сим-то делам св. Церковь, обязывая верующих к
трудам в содевании спасения, и приноровляет некоторые свои законоположения,
порядки и учреждения.
Как поприще для телесных
подвигов, назначены в ней св. посты, – однодневные в среду и пятницу каждой
недели, и в некоторые другие дни года, и многодневные, – четыре больших поста.
Как поприще для душевных
подвигов, кроме тех же постов, определены в ней разные благотворительные
учреждения: больницы, богадельни, сиротопитальни, странноприимницы.
Как поприще для духовных
подвигов, есть в ней непрерывное последование молитвословий церковных, с
наставительными на них чтениями и беседами, – молитвословий, обнимающих всю
жизнь человека в разнообразных ее направлениях и положениях,
Не вдаюсь в подробное объяснение
всего сюда относящегося. Делаю общее обозрение или указание, чтоб только ты
видел, что все содержимое св. церковью, все ее чины и порядки благочестные
целесообразны и верно направлены к содеванию спасения всеми верующими. – Пост
погашает похоть; доброделание изгоняет гнев и раздражение; оба вместе
заграждают главные источники страстных движений (т.е. похоть и гнев) и
воспитывают противоположные им добрые расположения и настроения. Молитвословия
же, возвышая дух горе и вводя его в общение с областью божественной, дают ему
вкусить духовных стихий, чтоб потом ими одухотворять душу и тело и все окрест
человека.
Все эти установления св.
Церкви: молитвословия, посты, благотворения, – занимают и обязывают все тело
Церкви, как одно лицо (в малом виде – это приход). Но это не стесняет свободы
каждого, кроме сих общих трудов, избирать и держать свои частные, – свои
пощения, свои молитвы, свои доброделания. Но св. Церковь, как попечительная о
спасаемых матерь, и на эту часть трудов верующих простирает свою заботу,
заповедуя приступать к ним с совета и по указанию духовных отцов и предлагая
примеры к подражанию в прежде живших отцах и братиях, каждодневно
воспоминаемых.
Прохождение всех таких трудов по указанию и руководству Церкви
составляет поприще общехристианского подвижничества. Но в Церкви Божией
есть особые учреждения, в которых подвижничество в молитвах, пощениях и
услужениях всем с забвением себя составляет исключительную цель. Исходя из
коренных потребностей духа и существеннейших стремлений христианских, сия
мироотречная подвижническая жизнь, быв проводима как следует, скоро любимцев
своих возводит на высшие степени христианского совершенства и обогащает их, а
чрез них и христианство, ведением о духовных вещах, недосязаемых при прочих
порядках жизни.
Таким образом, как видишь,
Церковь Божия и для второй половины дела спасения, т.е. нашего труда в
содевании его, содержит чины, учреждения и порядки, исполняя которые, всякий,
без особых напряжений, в ряду других движась, или в общем теле Церкви состоя,
содевает свое спасение мирно, не выдаваясь и не отставая от других. И вот что я
разумел, когда говорил в первом письме, что все вы спасение свое содеваете
покойно и мирно. Ибо действительно так и есть, что все живущие по уставам св.
Церкви и в духе ее идут спасенным путем, или спасение свое содевают.
Мы особо рассматриваем
учреждения и порядки Церкви, лишающие нас причастными благодатных сокровищ
спасения и дающие нам поприще для собственных наших трудов в содевании
спасения; но в действительности они входят одни в другие, и живущий по ним от
одних переходит к другим, и нередко все проходит их зараз, как это бывает
постами и вообще во время приготовления к исповеди и св. Причастию. Вот это и
есть жизнь в живом общении со святой Церковью и в духе ее, – в коей чрез таинства
божественным наитствуется человеческое, а в прочих чинах, и особенно в
молитвословиях, подкрепляемых постом и доброделанием, – человеческое
возвышается до божественного, и благодатно духовный рост благоспеется
всесторонне.
Будем называть ее жизнью
церковною. Примени теперь ее к тому, что у нас прежде положено необходимым ко
спасению, и увидишь, что живя церковной жизнью по всем порядкам и уставам св.
Церкви, ты будешь верным исполнителем всего того, т.е. будешь и веру св.
соблюдать, и благодатью чрез таинства преисполняться, и верно исполнять
заповеди и состоять под руководством богоучрежденных пастырей, – будешь, то
есть, верно содевать свое спасение.
Как все сие есть во св.
Церкви по намерениям самого Господа о спасении нашем, то, живя жизнью церковной,
ты будешь в живом союзе и с Господом и с устроителями церкви, апостолами, и с
продолжателями их дела св. святителями, и с верными исполнителями всего – св.
мучениками и св. Отцами преподобными, – и спасение твое обезопашено, если
пребудешь верен сему союзу. Ты будешь как в безопасной пристани, как в крепкой
ограде, как под несокрушимым покровом. Жизнь церковная и от мира тебя отградит,
и от стрел невидимых врагов сохранит невредимым, – и непрестанно будет напаять
тебя притоками духовных стихий, под влиянием которых жизнь твоя христианская
будет обильно развиваться и зреть, восходя от силы в силу, невидимо среди
видимых твоих трудов и дел. Чуждающиеся же церковной жизни бывают обыкновенно
скудны духом и духовными движениями, хотя во всем прочем являются исправными.
Посему можешь судить, сколь
велик злодей есть тот, кто отбивает других от церковной жизни. Он есть
настоящий душегубец. Таков ваш новшак, враг Церкви Божией и Божий.
Предупреждаю тебя, что если
кому-либо из лиц одного духа с вашим церквеотступником придется прочитать
строки сии, то ты непременно услышишь: «О, это есть оплотенение христианства»,
– или: «Это есть возвращение к иудейству», – или другое что подобное. – Зри, не
ужасайся. В Церкви есть видимые учреждения, но в них ничего нет плотяного, а
все духовно; есть уставные законоположения, но они совершенно чужды всякой
примеси иудейства. И главное, – все в ней или от Господа непосредственно, или
от Господа чрез апостолов и их преемников по внушению Духа Святаго.
Все это я, может быть,
вздумаю разъяснить тебе поподробнее, вслед за сим. А теперь спасайся и о мне
Бога моли.
|