32
Пишешь: «Я нахожусь в
несчастном положении, и считаю себя близким к погибели. Я имел небольшое
состояние, но в настоящее время ничего не имею, даже дневной пищи, – и
семейство мое терпит нужду и изнурение. Мне думается, что Господь нас оставил и
не слушает наших молитв и прошений. И невольно приходит на мысль, что Священное
Писание как будто нас обманывает… По слабости человеческой боюсь, как бы не
принять смерть насильственную. Буду ли я виновен в моей крови? Потому, что я
раньше прошу у Господа, чтоб Он не погубил души моей… Сам я готов бы еще
терпеть, но семейство мое страждущее отбивает всякое терпение. Жена и дети
малолетние из-за меня, негодного, страдают. Пусть бы Создатель меня одного наказал,
а их от страдания избавил… За что страдаю? Догадываюсь, что за грехи. По
торговым оборотам были неправды крупные.. которые и перечисляешь. –Или, может
быть, я не умею найти своего таланта?.. И не знаю, как устроиться. Думаю пойти
куда в услужение.., хоть сам имел слуг».
Я нарочно прописываю почти все твое письмо; потому что в нем сам
ты отчасти уже намекаешь на то, откуда тебе следует заимствовать утешение и
воодушевление к терпению и чем хоть сколько-нибудь помочь беде. Ангел-хранитель
подсказывает это тебе, но, видно, что и враг не дремлет, а покушается то
омрачить твой ум неправыми помышлениями, то ввергнуть в отчаяние. Почему первое
мое тебе слово: перейди сознанием на добрую сторону, и ее держись, отгоняя
недобрые навеяния вражии.
Было, говоришь, состояние, а теперь ничего нет, даже хлеба
насущного. – Кто может сказать, что это не горестно? Крайне горестно. Но помяни
Иова, – воодушевись. Ты, конечно, не столько потерял, сколько он. Тем легче
тебе усвоить то, что он говорил и чувствовал: Господь даде, Господь отъят.
Якоже Господеви изволися, тако и бысть. Восстанови же и укрепи убеждение
веры, что все бывающее бывает по изволению Господа, и покорись Его решению.
Положил Господь дать тебе небольшое состояние и дал. Ты пользовался им до
времени и жил в довольстве. Теперь Он определил взять от тебя данное и оставить
ни при чем. Прими и это решение, как принимал первое, – благопокорливо: Господь
Владыка всего. Как хочет, так и распоряжается всем. Говори же в сердце своем:
«Так изволися Господеви! Буди благословенно имя Его!»
В отношении к имуществу мы
у Господа приставники, а Он – хозяин. Одного к одному приставляет, другого к
другому, и переменяет приставников, как находит лучшим. Был ты приставлен к
немногому, а теперь отставлен. Потерпи немного. Может быть, Владыка всего
приставит тебя к другому чему. Иов и все потерял, и сам стал ни к чему негож, а
все не падал духом. Ты же еще на ногах и здоров, а растерялся и руки опустил.
Скорее тебе следует думать, что Владыка отставил тебя от этого приставничества только
на время, чтоб дать другое, нежели что Он совсем бросил тебя. Потерпи немного,
– и опять получишь что либо.
Легко, скажешь, говорить:
потерпи, – но как терпеть-то?! Есть надо, а нечего. С голоду умираем. Ну, это
ты немного увеличиваешь свою беду. Когда общий голод, тогда, конечно, умирают с
голоду; а когда кругом все в довольстве, как умереть с голоду? Проси. Никто не
откажет в куске хлеба и в другом, без чего жить нельзя. Стыдно? Что делать?
Смирись, когда смирил тебя Господь. Смирением расположишь других еще к большему
состраданию. И кое-как устроишься. А там Господь пошлет и лучшее что.
Ты говоришь, что готов бы
пойти в услуги. И прекрасно. Иди, не стыдись. А если и жена может то же
сделать, еще лучше. Ни одного положения нет низкого. Низко одно – быть
неисправным и в чем-либо неверным. И водовоз, и дровосек почтенны и пользуются
в самом деле почетом, когда как следует работают. Вот у тебя и обеспечение
небольшое будет. А при этом терпеть уже не совсем будет несносно. Покажете
умение служить, заслужите доверие, – получите большие поручения, и большее
будете иметь обеспечение. А там, может быть, соберетесь настолько, что сможете
начать опять прежние свои дела. А ты руки опустил и голову повесил, и твердишь:
«Господь нас оставил, Господь нас не слушает».
Господь никогда не
оставляет, а только дает разные положения и состояния и переменяет их для иных.
Если бы Господь тебя оставил, то тебя уже не было бы и на свете. А как ты
живешь, то значит, Господь не оставил тебя, но блюдет, как и других, – только
переменил твое состояние. Состояние это
не таково, какого тебе хочется; потому мятешься. Но что мятешься? Бога не
преодолеешь. Смирись лучше под крепкую руку Божию и восхоти сего именно
положения, Богом тебе присужденного. И успокоишься.
Конечно, тебе приходит на
мысль: «Что ж другие-то все вокруг живут как обычно, только я один потерпел
горькое изменение». Да что тебе до других? Им судил Бог так пребыть, как были,
а тебе потерпеть изменение на худшее. Не на других смотри, а на руку Божию,
изменение в твоем состоянии произведшую. Поставь себя пред Богом и не посмеешь
заикнуться: «Как же другие?» Ибо совесть твоя скажет тебе, что чрез это ты
вступаешь в прю с Богом, отчета у Него требуешь: «Как так поступил Он в
отношении к тебе?!» И заставит тебя замолчать.
Если ты веруешь в
промышление Божие, попечительное о нас, то должен веровать и в то, что у Бога
всегда есть отчет, почему Он так и так распоряжается нашей участью, – и отчет
сей никогда не в ущерб нашему существенному благу; только Он не всегда
благоволит открывать нам, почему так бывает. Вера удостоверяет нас, что все
бывающее бывает от Бога, и, как Бог всеблаг, бывает к существенному благу
нашему. Восставь сию веру, и она осветит примрачность твоего положения, дав
тебе восчувствовать, что другие оставлены так, как были, потому, что это для
них благо, а тебя постигло горькое изменение, потому что это для тебя лучше.
Увидь же, что ты ничем незаделен сравнительно с ними, а находишься у Бога на
одной с ними линии.
И что я говорю: на одной? Ты выше их стал. Читай, что пишет св.
Павел в послании к евреям: Егоже любит Господ, наказует: биет же всякаго
сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог (Евр.
12, 6–7). Всех любит Господь и о всех печется. Но кого подвергает испытанию
какому-нибудь, то этим показывает, что того особенно любит, в достоинство сынов
своих любимых возводит.
Скажешь: «Как же это так?
Любовь показывает, а больно». Что делать? В этом не Божия вина, а наша. Таковы
мы, что нам любовь показать Бог не может иначе, как сделав нам больно. Больны
мы всесторонне и требуем острого врачевания, которого целительность переходит к
нам не иначе, как чрез больно. Бог это и делает теперь. Увидел, что если тебя
оставить еще на несколько так, как был, то болезнь твоя стала бы неизлечимою.
Потому приступил к тебе с врачеваниями. А врачевание это потребовало отсечения
и прижигания. Вот и больно. Больной, которому отрезают иную часть, не говорит,
что лекарь его оставил, а напротив, тут-то и видит, что лекарь попечительно за
ним ухаживает. Так и ты видь в отсечении всего имения твоего особую о тебе
Божию попечительность, а не оставление.
Тебе бы хотелось
поосязательнее увидеть, почему именно такое отсечение употреблено в отношении к
тебе, как заключаю из твоего вопроса: «За что это такое страдание?» Но ты же
сам и ответил: «За грехи, которые и перечисляешь». Грехи не малы. Если б тебя
оставить так, ты бы, конечно, и еще приложил подобных грехов побольше. Грешный
твой навык и настроение укоренились бы и до того бы испортили тебя, что ты и не
воздохнул бы о своей худости. Если б Господь осудил тебя на погибель, так бы и
оставил тебя течь своей дорогой в пагубу. Но как любит тебя и не хочет твоей
пагубы, то послал тебе горе, чтобы ты опомнился, познал грехи свои, покаялся в
них и исправился. Вот для чего именно так поступил с тобой Господь. И твоя
собственная совесть напомнила тебе об этом. Послушайся же ее внушения, вонми
Божию о тебе намерению и сделай то, чего Он от тебя требует. Пересмотри все
свои неправости, осуди их, оплачь и исповедуй на духу, положив твердое
намерение действовать уже всегда по чистой совести, если Богу угодно будет
опять приставить тебя к прежним делам. Если так исправишь свое внутреннее
настроение и приложишь еще решение удовлетворить всех онеправдованных, подобно
Закхею, когда будешь иметь возможность, то представишь в себе нечто достойное
помилования, – и не дивно, что встретишь сие помилование. Сделав так, ты будешь
готов к помилованию. Если и за тем продолжится твое горькое положение, то для
того только, чтобы ты покрепче утвердился в принятых тобой добрых
расположениях. Тут бывает тоже что в кузнечных изделиях, – что кузнец, сделав
вещь, не тотчас отдает ее в употребление, а прежде закаляет. Не дивно, что и
Господь, и после твоего раскаяния, продлит твое испытание, чтоб закалить тебя в
добре.
Из сказанного тебе ясно, полагаю, почему Бог не слышит, как тебе
кажется, твоих молитв. Перекрестился ты раз-другой, и ждешь, что вот-вот все
небо подвегнется к тебе на помощь; сам же между тем и на волос не движешься к
тому, чего требует от тебя Бог в настоящих твоих обстоятельствах. Как же тебя
слышать? Покайся, исповедуй грехи, положи исправить свои сердечные
расположения, – и жди, как благоволит устроить тебя Бог, не предрешая того.
Тогда если и придет на мысль, что Бог не слышит, все же ты хоть какое-либо
основание к тому иметь будешь. Но я думаю, что такая мысль не придет уже. Ибо
тогда совесть будет уверять тебя, что все еще мало терпел сравнительно с
грехами, и молиться тебя заставит: «Прибавь, Господи», – чтоб совсем очиститься.
Бог не слышит? Бог все
слышит и видит. Только желание твое исполнить не находит полезным для тебя. Он
вверг тебя в огнь искушения, чтоб из тебя выжечь все неправое, и не погасит
огня сего, пока вполне очистишься. Ты похож теперь на хлеб, посаженный в печь.
Хозяйка не вынет хлеба из печи, пока не удостоверится, что он испекся; и
Господь не изведет тебя из печи скорби твоей, пока не увидит, что ты прочно
установился в добрых расположениях. Сиди же в сей Божией пещи и терпи.
Это все вражьи навеяния:
«Бог не слышит, обетования слова Божия неверны; лучше покончить с собою».
Припомни Божии обетования в слове Его и увидишь, что ни одно не осталось
неисполненным, и именно так, как обетовано. Не стану перечислять их.
Остановлюсь на том, которое ближе тебя касается, именно – обетовании слышать
молитвы молящихся и миловать их. Всех слышал, которые просили о должном и
просили, как должно. Услышал Моисея пред морем, услышал Анну, матерь Самуила,
услышал Илию, услышал царя Езекию, услышал трех отроков в пещи, Даниила во рву,
– и сколько других есть услышанных?! Припомни все это, и прогонишь худое
помышление, будто слово Божие обманывает нас. Если не услышана бывает молитва,
то вина того за нами: не так молимся, как следует, и прочих не исполняем
условий услышания. Враг же подходит и влагает клевету на слово Божие, тогда как
нам следует себя винить, а не слово Божие.
О том, будто лучше
покончить с собой, я и говорить не буду. Нелепость этого сама собой очевидна.
Конечно, ты веруешь в будущую жизнь. Рассуди же! Ты сам себя произвольно в
здравом уме лишишь жизни, – и совершишь смертный грех, с которым перейдешь и в
другую жизнь, не покаявшись, ибо когда тут каяться? – Почему прямо и будешь
осужден в ад. Какое же это будет поправление своего положения? Убьешь себя,
чтоб избыть от беды, и за то попадешь в безмерно большую беду, вечную,
неизменную. Пока тут бедствуешь, можешь питать надежду на том свете за это
лучшей сподобиться участи; а на том свете уж не будет такой надежды. Попадешь в
ад, там и останешься. – Вот какую внушает тебе враг поправку положения твоего
горького! А если будешь благодушно терпеть, то и здесь, может быть,
поправишься, и на том свете милость встретишь.
Больше не имею что сказать
тебе. Благодушествуй же и терпи, помня слово Господа, что претерпевый до конца
спасен будет.
|