37
Поминаете об одной монахине, которая очень ревностна и к службам
церковным, и к послушаниям монастырским. И дела у ней горят в руках; а она все
твердит, что нерадива и ленива. «Приторно это мне показалось, – говорите. –
Очевидно, тут нет искренности в словах, и слушать их неприятно». Подождите, и
сами то же заговорите, когда соберетесь в себя и станете внимать себе. Вы
теперь пока еще внешняя; внешнее только видите и о всем по внешнему судите. А
потом все встречаемое обернется к вам другой стороной, и обо всем станете вы
судить иначе, – и о себе самой также. Та монахиня ретивая, очевидно, себе
внимает; внимая же себе, видит всякое, возникающее из сердца, неправое
движение. Хоть она тотчас же прогоняет их, но не может считать их совсем
чужими, когда они в ней происходят, а посчитав своими, и судить о себе должна
по качеству их. Пусть пришло желание поесть что полакомее и побольше. Хоть она
этого не сделает, но все же может искренно считать себя и лакомкой и утробой
ненасытною. Пусть пришло желание одеться почище и поновей; она может искренно
считать себя щеголихой и пустой мирянкой, хоть и не приобретет себе нарядного
платья. Так и во всем, так и относительно нерадения и лености.
Верно, по временам, приходят ей позывы дать себе льготу или в
церкви, или дома. Как такой позыв исходит из сердца, то значит, что леность не
совсем еще там испарилась, или дух бодренный не всегда выдерживает она в церкви
непрерывно, и он пресекается то рассеянием, то послаблением. Такое пресечение
как назвать, как не нерадением? Так вот когда придет ей на память целый ряд
таких случаев, совесть и заставляет ее сознаться в нерадении и лености. И стало
быть, когда она называет себя такой, то тут никакой нет неискренности.
Припомните сказание об одном старце, великом наставнике многих, как он, сидя в
келлии, бранил себя и объедалой, и соней, и праздношатайкой, и разными
недобрыми называл себя именами. Слушал это ученик его и изумлялся, потому что
ничего такого за старцем его не водилось. Но он искренно мог таким почитать
себя по помыслам, или по воспоминанию прошедшего. Я знаю одного человека,
который называет себя сребролюбивым и скупым, хотя не бережет денег. Когда
спросят его, почему он так о себе говорит, он отвечает: «Люблю иметь деньги, и
когда просит кто, всегда жаль бывает дать; даешь, правда, во всегда через жаль».
Так вот как бывает во внутренней жизни. Придет время, и сами так о
себе будете говорить. Бог судит о человек, как он есть внутри, в сердце, а не
как вовне. Так и внимающие себе и Бога боящиеся о себе судят.
|