42
Пишете: «Все монахини ко
мне суровы и так дико смотрят, говорить с ними не хочу». – Если они и
действительно суровы, а не кажутся лишь вам такими, то и это по делом. Как вы
их отчестили?! Если б только они это узнали, досталось бы вам. Извольте теперь
заглаждать свою вину по крайней мере благодушным перенесением их суровости,
хотя, как я уверен, тоже кажущейся. Приложу к сему: имейте всегда в намерении
одно – держать себя в сердце к Господу так, как следует, а на то, что вне, не
обращайте большого внимания. Когда память Божия есть, сознание предстоит пред
Господом со страхом и благоговеинством и припадает к Нему в полной преданности
Его святой воле, – се норма должного держания себя в отношении к Господу. Когда
так есть, тогда другие пусть как хотят к вам относятся. Вы только не подавайте
им повода, и все пойдет у вас в себе добре и предобре. Что не заметите в них, –
все предавайте Господу, не принимая на себя никакой о том заботы, право ли то
или неправо, будет ли сопровождаться какими-либо для вас последствиями или не
будет.
Вы постановили приговор: «Суровы; говорить с ними не хочу». – Не
так, а сами не заводите речей ни с кем; когда же из них заведет какая, говорите
поскромнее, посердечнее и покороче. Поставьте себе это законом и действуйте
так; но не в виде какого-то отмщения за суровость, а потому что этим
убережетесь от многих искушений, особенно словоохотливости пустой и безразборной.
У вас страсть обобщать.
Увидели одну-другую суровую, – ну все суровы и сердиты, съесть хотят. А им и
дела до вас нет; каждая занята своим. Учитесь не расширять, а суживать свои
наведения, чтоб не быть неправым судией. И в настоящем случае суровость одной-двух
объясняйте какою-либо случайностью.
Прибавляете: «А тут горе;
ноги разболелись, ни в церковь не могу ходить, ни дома стоять на молитве, и
кажусь себе большой ленивицей». Когда в церковь не можете ходить, молитесь
дома. Если дома не можете стоять на молитве, молитесь сидя. И даже лежа можете
исполнять все положенные службы.
Исполняя их, читайте
положенное в молитвенниках со всем вниманием, пониманием и чувством. Если не
можете всего вычитывать, заменяйте недочитанное Иисусовой молитвой, трезвенно и
благоговейно совершаемой. Можете и всякую службу всю заменять сей молитвой, как
указано в Следованной Псалтири. Конечно, лучше бы потрудить тело молитвенным
трудом; но что же делать, когда не дает болезнь? Чтоб совесть не тревожила
укорами в лености, определите длительность всякой службы часами; например: за
заутреню пробыть в молитвенном занятии часа полтора; за вечерню с повечерием –
час; за часы с обедницей тоже час. И затем положенное время все иждивайте на
сознательное моление к Господу, Владычице Богородице, Ангелу-хранителю, и
святым. Моление же совершайте или положенными молитвами, или молитвой
Иисусовой, – или попеременно то тем, то другим, об одном заботясь, чтоб быть в
молитвенном настроении и сознанием не отходить от Господа и не упускать благоговеинства
к Нему полного. Если так усердно потрудите душу свою в молитвенном занятии, то
совесть не станет уже укорять вас в лености.
Для Господа не сами по себе
дороги стояние на молитве, вычитывание молитв и поклоны; а то дорого, когда при
сем держится сердечное к Нему обращение с преданностью в волю Его и с некиим
болезнованием, знаменующим сердечное сокрушение. Так озаботьтесь быть
настроенными, в церкви ли вы, или дома, стоите, или сидите. И ходя, и лежа
также надо держать себя.
|