44
Решаетесь жить не в монастыре, а при монастыре, – и это может быть
не худо. Свободку возлюбили. Блюдите же, да не свобода ваша будет в вину
самоугодия. Можно и здесь устроить такой порядок, что вы будете жить в
постоянном отречении от своей воли. И это не трудно сделать. Надобно только
построже разграничить, что идет к самоугодию и что к богоугождению во спасение.
Затем все могущее питать самоугодие надо отвергать, принося то в жертву
богоугождению. Вы должны быть сами для себя строгой игуменьею. Ваше собственное
сознание, страхом Божиим и совестью руководимое и вооруженное, должно нудить
вас пресекать всякое самоугодие в его зародыше и направлять дела и занятия ваши
наперекор ему; а вы покорно слушайтесь таких внушений и исполняйте их, и будете
послушница, не легчайшее иго послушания несущая, чем как если б положили вы
жить в монастыре.
Между прочим спрашиваете:
«Что значит быть умом в сердце?» Прошлый раз я вел об этом речь. Разве не ясно
говорено? Повторю. Вот что значит! Знаете, где сердце? Как не знать? Чему же
учились? Так станьте там вниманием и стойте неисходно, – и будете умом в
сердце; ум неотлучен от внимания: где оно, там и он. Вы писали, что часто при
чтении акафиста сладчайшему Иисусу чувствуете огонь в сердце. Вот, где это
чувствуете, там и будьте вниманием и не выходите вон не только во время
молитвы, но и во всякое другое время. Но стоять там надобно не просто, а с
сознанием, что стоите пред лицем Господа, или пред всевидящим оком Его, прозирающим
в сокровенности сердечные; а чтоб так стоять, старайтесь иметь возгретым
какое-либо чувство к Богу страха, любви, упования, преданности, сокрушения
болезненного, и проч. Се норма внутреннего строя. Блюдите, и как только
заметите, что он нарушился в чем-либо, спешите восстановлять его.
Но, конечно, прежде чем блюсти стояние в сердце, надобно стать
там. Вы большею частью живете в голове, а в сердце сходите лишь тогда, когда
головная работа возбудит какое-либо чувство. А надо наоборот, в сердце быть
неотходно, а голову совсем бросить, и если встретится нужда по потребностям
жизни духовной, поработать умом, то пусть он тогда работает, сидя в сердце. Как
навыкнуть в сем сидении, я писал вам прошлый раз. Надобно побольше возгреть
благоговейных и святых чувств в сердце. Образ совершения молитвословий,
прописанный мной, есть самый надежный и прочный к тому способ. Вы пишете, что
начали творить свои молитвы по тому способу. Приложите усердие совершать сие в
совершенстве как должно, и все будете богатеть св. чувствами, а они будут
держать ум в сердце. Без чувств не удержите его дома; все будете вырываться и
блуждать по сторонам.
Благослови Господи труд ваш – дойти до навыка совершать
молитвословие, как указано. Начали; но мне показалось, что вы все-таки спешите,
чтоб дочитать до конца положенное. Это до конца надо совсем выбросить из
внимания, – и всю заботу обратить на возгревание святых чувств, не позволяя
себе ничего в ущерб им. А вы не так поступаете. Пишете, что при чтении одного
псалма пошли слезы. Вам и следовало его еще читать, или повторять те особенно
стишки, которые возбудили плач, не двигаясь вперед, хоть бы и все время,
положенное на ту службу, прошло в этом, и с прибавком. А вы потекли дальше и
разогнали свой плач. Плача что может быть дороже? А то дочитание до конца что
вам принесло? Ровно ничего. Вот вы и оказались действующей не в видах своих
духовных польз. Пишете еще: «В другой раз сам собой зачитался пятидесятый
псалом». И читали б его, если он приводил в движение чувство. А вы все свое –
гнать до конца.
Припомните, что пишется про
одного великого старца, как он редко дочитывал и одну славу из Псалтири, потому
что уходил в духовные чувства и, стоя пред Господом в сердце, молился сам от
себя соответственно тем чувствам, и уже не ворочался к читанию. Вот как надо.
Без читания Псалтири или молитвенника нам нельзя. Этим подогревается сердце,
как подбрасыванием дров усиливается ослабевающий в печи огонь. Но когда сердце
разогреется и какое-либо чувство завладеет всей душой, тогда не следует далее
читать. Эго будет только разбивать чувство, и правило пройдет без всякой
пользы. А некто мне рассказывал вот что. Вздумал я, говорит, во время утрени
пятидесятый псалом читать, мысленно обращая всякий стих в особую молитву.
Утреня кончилась, а я пятидесятого псалма не кончил, хоть все время молился. –
И у многих Отцев святых читается: «Брось меру», – т.е. определенное число
псалмов и молитв.
Причащаться св. Христовых
Таин почаще – хорошо. Если можете, и не раз в месяц причащайтесь. Первые
христиане на каждой Литургии причащались. Но об этом поговорите с своим
духовником.
В церковь ходить надобно;
но как вы немощная, то можете увольнять себя от этого, когда немощь бывает, и
ходить, когда здоровы. Когда не ходите, укоряйте себя, как ленивую и неключимую
рабу. Дома так помолиться, как в церкви, не можно.
Откуда вы взяли, что я час
назначил вам на вечерню? Я писал только примерно, предоставив все вашему
усмотрению. Время определяйте, как для вас пригоже; только без поблажки
лености. Не во времени сила, а в духе. Если читаемое на домашнем правиле,
читается будто от себя, со вниманием и соответственными чувствами, то это –
должное читание. Останавливаться надо только, когда особое чувство всей душой
завладеет. Тогда книжку в сторону, – и молиться так. Приступая к молитвословию,
всегда надо расшевелить душу, если она не в чувстве, размышлением, воззванием к
Господу и поклонами, и тогда начинать его. Впрочем, молитвословие, прежде
обдуманное и обчувствованное, само расшевелит. А которое необдумано и
необчувствовано, скорее рассеет, чем соберет. Такое лучше заменять поклонами с
молитвой Иисусовой или другой какой коротенькой. Иногда и все службы можете сим
способом справлять.
Обычное бдение у Отцев есть
половину ночи употреблять на молитву, а когда всю ночь стоять на молитве, то это
будет всенощное бдение. У кого-то, не помню, написано: «С вечера молись два
часа, и ложись спать. Поспи часов шесть и вставай, и уже молись до утра, т.е.
часа четыре». – Применяйте к этому и свой сон.
Всенощное бдение, – в 12
часов длительности, – не особая служба, а та же, что у нас кончается часа в два
или три. Растягивается оно на всю ночь протяжнейшим пением и вставкой чтений из
св. Отцев, которых бывает до шести и семи. Вам, если вздумаете, можно растянуть
тоже чтениями, а вместо пения вставляйте побольше поклонов между разными
частями службы, и протянете.
|