45
Что же это такое с вами
деется? Не успели вы начать дела жизни достодолжной, как пошли у вас какие-то
чудесности. – Видели во сне лицо человека невиданного прежде, а после увидели
карточку, схожую с тем человеком. Оказалось, что во сне видели то лицо, которое
желалось видеть. Была какая-то юродивая, и хоть нельзя было разобрать толком
речей ее, но видно, что она обещает вам что-то великое. Затем у вас чуются
какие-то отрады, так что будто небо преклонилось к вам, чувствуете, что Бог вас
любит, и вы Бога любите, и еще что-то подобное было. – Святая, да и только. Но
все это еще бы ничего, но то дивно, что вы сами, кажется, начали склоняться на
ту мысль, что вы какая-то особая избранница, и в самом деле уже махнули далеко.
Всех назади оставили. Из молодых ранняя. Но как же это вы не подумали, что не
бывает так, чтоб десять-пятнадцать поклонов положивши, можно было встретить
такие особенности в истинном их виде? Все, испытанное вами, бывает и в истинном
Божием порядке, но для вас быть сему очень рано. Нет тут истины, а все прелесть
вражия. Вы не верите в козни врага, вот он и городит пред вами, что считает
подходящим. Цель же у него та, чтоб ввести вас в самомнение и отчуждать от
благодати, которая не может оставаться там, где качествует самомнение, как
пчела в дыму; а потом, когда останетесь вы одни, свернуть вам голову. Это
только начало он полагает и на этом не остановится, а все более и более будет
опутывать вас подобными обольстительными призраками, пока совсем втянетесь в
самомнение. Под прикрытием вашего неверия в его козни ему легко будет в этом
успеть. Вы будете думать, что все это или вашего ума просветленного дело, или
ангельское внушение, – и будете тем питать свое самочувствие, самоценение и самомнение.
Когда все будет подготовлено, тогда он подкатит к вам на огненной колеснице –
взять вас на небо. – И вы по самомнению согласитесь. И полетите, только не на
небо, а во вражье жилище.
Я прописываю это вам, как дело вероятное и над вами сбыточное. Но
что так бывает, сколько уж было опытов?! Напомню вам один.
В одном монастыре был ретивый инок, – любимец и питомец
настоятеля. Пришло ему в голову – в затвор. Старец отговаривать. Куда?! В
затвор, да и только. – Подержал, подержал старец; наконец согласился. Была
недалеко гора; в горе пещера. Взобрался туда новый безмолвник. Сидит. Всход
крут. Пищу ему подавали на веревочке, которую он спускал вниз. Молился, читал,
справлял рукоделие.
Старец навещал его и наблюдал за течением его помышлений. Так
прошло довольно времени. Молодой безмолвник держал дело как следует и начал
ощущать действия духовные. Это в порядке вещей. Но ему сразу шибнуло в голову:
«Вот как мы!» – Раз-другой отплюнулся, а потом и пропускать стал такой помысл.
Дальше, да дальше, и установилось помышление, что он любимец Божий, Бог
обнимает его невидимыми объятиями любви.., и у него рай. Доведши его до этого,
враг поприлежнее за него взялся. Начал-то во сне, то чрез внушение в помыслах,
открывать ему, что тогда-то тот-то к тебе придет, а тогда-то тот-то, что там-то
то-то сделалось или делается, а там-то вот что. И все эти откровения
оправдывались на деле. Тут уж и сомнения не оставалось в юном старце, что Бог в
нем и что пред ним все тайны открыты. Еще немножко, и враг подступил к нему в
виде Ангела светла и говорит: «Бог внял твоим молитвам и трудам и положил
пресечь твое земное странствие. Господь послал меня сказать тебе, что завтра в
полночь Он явится тебе и возьмет тебя с Собою. Будь готов!» – И – Боже мой!
Какая радость?! Приносят пищу. Он говорит сверху принесшему: «Нет, уж мне не
нужна теперь эта пища. Скоро начну вкушать иную в Царствии Небесном». Изумился
принесший. Постоял – постоял и пошел домой. Приходит к настоятелю и говорит,
что слышал. Ужаснулся старец и поспешил в пещеру. Взобрался, и ну толковать
юному небошественнику, что он в прелести и что враг хочет сгубить его. Слушать
не хочет, говоря: «Как так? Не млею ли я в молитве? Не испытал ли откровений и
озарений? Нет, быть не может, чтоб все это было от врага». Старец толковал ему,
что враг может подделываться и под проявления духовной жизни, искусно прикрывая
при сем свою мрачность, и что именно бывшие ему откровения суть вражеские
против тебя козни. – Не поверил юный словам старца и остался при своем. Тогда
старец сказал: «Так я не отойду от тебя, пока придет тот, кто обещался прийти к
тебе». Сидят, беседуют, совершили и обычное ночное правило. Настала полночь, и
явился взятель на небо. Старец сразу узнал его и стал между им и своим
питомцем. Тот хотел силой взять свою добычу, но старец не давал. Произошла
борьба: тот тянул юного к себе, а старец не уступал. Бог помог ему не выпустить
из рук своего любимца, но враг успел сорвать с него мантию. Взлетевши с ней на
воздух, он изорвал ее в клочки, которые падали оттуда мимо отверстия пещеры.
Старец сказал тогда своему юному небошественнику: «Видишь, клочки-то летят? То
же было бы и с тобой, если б не помог мне Бог защитить тебя». – Затем свел его
вниз и поместил среди братий.
Видите, как дело-то? И как
скоро можно попасть в когти человеконенавистного врага, которого козней вы не
признаете! А историю Исаакия, затворника печерского, вы конечно знаете. И к св.
Симеону Столпнику подлетала огненная колесница, и он уж занес было и ножку. –
Удостоверьтесь же, как хитр враг и как искусно может он прикрывать свои когти.
И как потому очень возможно и вам попасть в них. Бывшее с вами я не колеблясь
признаю кознями врага. Если теперь же сразу не отбросите их с отвращением и,
вникнув в сердце, не изгоните из него всякое самочувствие и самоценение и на
место их не водрузите чувства своей всесторонней ничтожности и ни к чему
негожести, то он не поленится потрудиться над вами и окружить вас еще более
отуманивающими призрачностями.
Больше об этом
распространяться не буду. – Извольте мерой своего успеха в духовной жизни
считать все более и более углубляющееся чувство своего непотребства и
недостоинства пред Богом, и всякую мысль, что будто мы с вами уж не то, что
другие, гоните как вражеское всеяние, и истребляйте, как вражеские силки.
|