56
Причастились св. Христовых
Таин и по милости Божией получили мирное и утешительное настроение духа. Затем
прибавляете, что приготовляясь к св. причастию, довольно потрудили себя. – Се
добре! И никогда не забывайте сего делать, по силе и сверх силы. За то и
утешение дается причастникам. Не будь труда и лишений, и утешение не будет
дано, разве по особой какой милости Божией. Так Бог устроил. Не забывайте,
однако ж, что не один труд достигает сего, но в соединении с истинным духом, в
каком надлежит обращаться к Богу. То и другое нужно.
Сказав это, жаление изъявляете, что это райское состояние не
остается навсегда, и желание питаете, чтоб Оно пребывало неизменным в вас. – В
нынешнем состоянии вещей, изменчивом, – трудно достигнуть чего-либо
неизменчивого. Однако ж, это не невозможно. Ибо Бог неизменчив и делает
неизменчивыми всех, с кем благоволит соединяться живым союзом. Сочетайтесь с
Господом, – и получите от Него многое в неизменчивом виде, что теперь подается
и преходит. Поелику Господь благоподатлив, то могу вам прописать: Ищите и
обрящете. Это будет, когда огонек ниспадет в сердце и зажжет его. Вы идете
к этому всем порядком вашей жизни. И, конечно, дойдете, если не разленетесь и
смирения не потеряете. Загорится и ваше сердце, и будет гореть, как свеча
неугасимая. Но когда, – этого никто не может вам сказать. Это дело Божие. Ищите
с терпением и упованием. Состояния того не описывают святые, говоря, что нельзя
описать понятно. Когда придет, узнаете. Старец Киевский, о. Парфений, называл
его болячкой в сердце. Извольте же терпеть заведенные порядки, преутруждающие
вас, без жаления себя. Есть из-за чего.
«Наконец то, – говорите, –
поняла я, что есть радостотворный плач, или радостопечалие», – и решаетесь
развивать в сердце сильнейшее и сильнейшее сокрушение. – Се добре, и предобре!
Бог благословит. Однако ж ведайте, что это радостопечалие подается, а не
приобретается. Состояние это похоже на то, какое испытываем, увидавшись с
родными после долгой разлуки: и радостно и жалостливо, – слезы текут.
Радостопечалие бывает, когда Господь свидится с душой и душа с Господом. От св.
причастия можно этого ожидать. И бывает. Увидьте из сего, что сокрушение надо
развивать, но оно не есть радостопечалие, а пролагает к нему путь.
Радостопечалие подает Господь душе, а Господь в действиях Своих ничем не
вяжется. Трудитесь, однако ж, в возбуждении сокрушения и доводите себя до
плача, чтоб плакать над собой, как по усопшем, навзрыд, с причитаниями.
Пишете: «Отчего бы иногда не похвалить иного?» Бывает, что и
хвалят. Хорошее невольно вызывает похвалу; похвала же оживляет похваленного, и
крылышки ему придает. Но дело это не безопасное. Оно может засеменить
самомнение, и далее провести до высокоумия и гордости. Вот и беда, ибо гордость
проклята Господом. Вы ожидаете, что похвала смирение родит при мысли, что не
стоишь ее. – Бывает, может быть, и это; но такого рода рождение, по редкости
своей и неестественности, надо назвать чудом. Кто-то из Отцев сказал, что
похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему. Этот падает и нос
расшибает до крови. Нечто подобное, надо полагать, производит и похвала в душе
добре текущего духовным путем. Потому признайте лучше, что мысль, будто похвала
ведет к смирению, не небесного происхождения. Это внушение того, кто имеет
обычай облекаться в ангела светла, не будучи таким.
Вы хотите делать выписки из книг читаемых. – Хорошо. Но не все
хорошее выписывайте, а только то, что возьмет за сердце. Соберется тетрадка –
другая. Когда потом нападет уныние или охлаждение и сухость, берите эти
тетрадки и перелистывайте. Сердце отзовется на чувствованное прежде и
шевельнется. Так от одной, другой, третьей выписки. Глядишь, – и совсем
расшевелилось.
|