57
Вы опять подпустили к себе
барыню свою и подчинились ей, а она нагородила нелепостей. И забыли вы на этот
раз, что в вас две особы: одна – послушница смиренная, а другая – барыня ученая
с барством. По настоящему вашему настроению госпожой должна быть послушница с
послушанием; барыня же с барством не должна иметь никакой власти. Вы хоть и
прогнали ее в людскую, но она не забывает своего и всячески старается
прокрасться к вам и, прогнав послушницу, сделаться распорядительницей. Вот и
теперь успела она в этом. Не касаюсь нелепых ее распоряжений; какие бы они ни были,
не следовало вам их слушать. Я уже писал вам об этом. Вы кажется согласны
всегда держать ее при себе. Нет; извольте теперь совсем убить ее и выбросить за
окно на съедение птицам небесным и зверям земным. Иначе никогда не установится
у вас добрый порядок; и вы будете только созидать и разорять.
Спрашиваете, откуда я взял, что вы совсем хотите разлениться? Из
следующих слов ваших: «Когда же наконец кончится это трудничество?» Этот вопрос
означает, что ноги уж подламываются и руки опускаются, и в душе появляется
мысль о снятии с плеч лежащего на них бремени. Поблажь только этому позыву хоть
немного, и он мало-помалу доведет до того, что и все сбросите. Вот и надлежало
вам напомнить об этом конце, чтоб не началось начало. – Теперь пишете, что хоть
сказала так, но все же не поблажала себя. – И добре! Но от того, что я помянул
о худых последствиях от поблажки чувству тяготы от трудничества, никакого не
будет вреда вашему непоблажанию. И стойте в этом, и гоните всегда всякий позыв
в чем-либо поблажить себя. Надо при этом всегда возбуждать себя к напряженной
деятельности и тотчас же сделать что-либо, требующее такого напряжения. Еще
появится, – еще так же поступить. И так далее. Перестанет наконец являться
такой позыв. И живая энергия возьмет силу. Наше дело в том особенно и есть,
чтоб держать себя постоянно в такой энергии, с полным самоотвержением и
самопожертвованием. Ради нее будет всегда подходить к нашим благим начинаниям
помощь Божия и совершать в нас дело свое.
Молитвенное правило,
говорите, исправляете, как прописано. – И трудитесь так. Помоги вам Господи.
Паче же навыкайте иметь непрестанно память Божию и к Богу молитвенно себя
держать, в страхе и благоговеинстве. Даруй вам, Господи, сие! Назначьте себе
особое время вот на что: чтоб, сидя бодренно и внимание собравши в сердце,
говорить молитву Иисусову, не развлекаясь мыслями. Раза бы два-три так в день.
Хоть по разу при сем проходить четки; а охота припадет, – два и три раза можно.
Этим путем можно произвести в сердце болячку, о коей говорил старец Парфений, и
дойти до того, что молитовка Иисусова сама будет журчать в сердце умными
словами, как ручеек, с соответственными движениями чувства.
Книги отеческие, какие у
вас есть, – эти самые и требуются. Св. Макарий – начальный; св. Исаак поведет
дальше и глубже; св. Ефрем будет оживлять сокрушение и умиление; св. Варсанофий
и Иоанн разрешат все недоуменные случаи; св. Василий Великий, св. Левствичник,
св. Дорофей и Нил ко всему приложат разумные основания. Не пропускайте ни
одного дня без чтения кого-либо из них.
Встретились у вас такие
обстоятельства, что по необходимости входите в сношение с барами. – Смотрите,
как бы этот воздух не поднял на ноги вашу собственную барыню, – главную вашу
неприятельницу и враждебницу. Внимайте себе, – и никакой ей поблажки не давайте,
а то после придется долго с ней бороться. Дело это все есть внутреннее; вне же
можете держать себя, как обычно барам. Когда кончится все и вы войдете в
обычную свою колею, посмотрите тогда повнимательнее в душу свою, именно, как
она встретит это, – как майское утро или мороз по коже? Решите же это без
покривления весов, – и решите для себя в познание себя и в назидание себе. Ибо,
судя по происходящему в вас, можете многое нагадать о себе на радость или на
нерадость.
|